Щит для Союза: кто угрожает Москве и Минску?

Какой сценарий будут отрабатывать на учениях "Щит Союза – 2019" и как может выглядеть потенциальный конфликт в Беларуси? Ответы – у колумниста Sputnik Александра Шпаковского.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В Нижегородской области РФ начались белорусско-российские военные учения "Щит Союза 2019", для участия в которых Минск направит свыше 4 тысяч военнослужащих, более 30 танков, 80 боевых бронированных машин, порядка 15 самолетов и вертолетов, а также другую технику и вооружения.

Беларусь завершает подготовку к совместным учениям с РФ

Согласно легенде учений предполагается, что белорусские и российские подразделения, образующие региональную группировку войск Союзного государства (РГВСГ), в очередной раз отработают механизм противодействия т.н. "гибридным угрозам", то есть подавления незаконных вооруженных формирований, действующих при поддержке внешних сил, но не имеющих официальной принадлежности к армиям иностранных держав.

В основе замысла учений – анализ современных конфликтов

Небезынтересно, что так называемые "незаконные вооруженные формирования" (НВФ), от нападения которых предстоит прикрыть Родину "союзным щитом" будут действовать при ракетной и авиационной поддержке неустановленного противника, захватят ряд населенных пунктов на территории Союзного государства, которые впоследствии будут освобождены силами РГВСГ.

Примечательно, что в ходе брифинга, посвященного подготовке к маневрам, заместитель министра обороны Беларуси генерал-майор Олег Белоконев подчеркнул, что "замысел учений разработан с учетом анализа возможных вариантов возникновения угрозы военной безопасности Союзного государства и развязывания военного конфликта".

"Щит Союза – 2019": подготовка стартует с маневров военных инженеров

Это значит, что Генеральные штабы РФ и Беларуси наиболее вероятным сценарием конфликта считают прорыв НВФ через государственную границу, либо появление "повстанцев", которым будут оказывать информационную и военную поддержку внешние силы.

Поскольку речь не идет об объявлении войны третьими странами, вероятно, учитывается опыт гражданской войны в Ливии 2011 года, когда победа так называемого "Переходного национального совета" над правительственными войсками стала возможна только после принятия решения Совета безопасности ООН об установлении над страной "бесполетной зоны" и нанесения западными странами и их союзниками ракетно-бомбовых ударов по ливийским государственным объектам и военной инфраструктуре.

При этом, если в ливийском случае приведшее к катастрофическим последствиям вмешательство "цивилизованного мира" все же происходило в рамках международного права, так как обеспечивалось мандатом ООН, то в ходе косовского конфликта в Югославии, а также в Сирии и ряде других регионов планеты "силы добра" особо не заморачиваются юридическими тонкостями, когда принимают решения о военной поддержке "хороших парней" против "плохих".

Прокуроры предупредили о последствиях нарушений на учении "Щит Союза – 2019"

На сирийском прецеденте надо остановиться особо, так как на протяжении всего конфликта Беларусь оказывала последовательную политическую и гуманитарную поддержку законному руководству страны во главе с президентом Башаром Асадом. Вместе с тем, в соответствии с Конституцией нашей страны подразделения белорусской армии не участвуют в военной операции РФ в Сирии, поэтому совместные учения с россиянами, имеющими реальный боевой опыт противодействия гибридным угрозам имеют высокую ценность для отечественных Вооруженных Сил.

Нужно отметить, что именно Россия с учетом негативного опыта компромисса с Западом в Ливии не позволила столь же безответственно и цинично уничтожить сирийское государство и остановила расползание терроризма на Ближнем Востоке.

Как может выглядеть потенциальный конфликт в Беларуси?

Что касается безопасности нашей страны, то авторы Военной доктрины Республики Беларусь в тексте документа достаточно точно описывают, как будет выглядеть потенциальный конфликт, в который может быть втянута наша страна в случае негативного развития исторической ситуации.

Во-первых, отмечается, что следует ожидать "принятия со стороны противника мер по формированию международного общественного мнения в поддержку внешнего вмешательства, а также усиления политико-дипломатического, экономического и информационного давления, активизации действий деструктивных сил в целях провоцирования среди населения социальной напряженности, дестабилизации обстановки в Республике Беларусь" (п. 27 ВД).

Тиханский: учения "Щит Союза — 2019" уже скоро, а в западных СМИ тишина

А во-вторых, военные констатируют "необязательность акта объявления войны для развязывания и ведения военных конфликтов" и "широкое использование диверсионных (партизанских) и террористических методов ведения боевых действий" (п.28 и 28.6 ВД).

То есть, у белорусского Министерства обороны существует ясное понимание специфики современного конфликта, и вполне логично, что в соответствующем ключе ведется подготовка Вооруженных Сил. При этом было бы весьма странно не использовать преимущества союза с РФ для получения специализированных знаний, навыков и умений, которые есть у российских военнослужащих.

Естественно, можно рассуждать о том, что "военные выдумывают", "Беларуси никто не угрожает", "армия нам не нужна" и т.д. Да, действительно вся внешняя политика нашей страны в последние годы направлена на деэскалацию международной обстановки, поиск новых форм диалога между конфликтующими геополитическими центрами.

Все помнят о том, что "когда говорят дипломаты, то пушки молчат", однако история учит, что бывают ситуации, когда приходиться "говорить" пушкам. И к таким негативным сценариям тоже надо готовиться, что и делают белорусские военные, пусть сам намек на возможность конфликта, связанные с этим тяготы и лишения, выводит отдельных инфантильных граждан из привычной зоны комфорта.