Про председателя товарищества собственников Андрея Борко мэр Гродно Мечислав Гой сказал: "Мне бы пять-шесть таких людей, и за систему ЖКХ города я был бы спокоен".
Андрей Борко – кандидат исторических наук, доцент ГрГУ им. Я.Купалы, сейчас возглавляет товарищества собственников и жилищно-строительного производственного кооператива, проще говоря – управдом. Корреспондент Sputnik Игорь Козлов выяснил у бывшего преподавателя, легко ли было переквалифицироваться.
Островки самоуправления
— Андрей, почему из историка вы стали управдомом?
— Дело случая, не более. В 2009 году был сформирован кооператив для строительства жилья для сотрудников трех гродненских университетов – нашего, медицинского и аграрного. Мне предложили стать председателем этого кооператива. Помимо преподавания, я работал и управдомом, как принято у нас говорить. Затем к нашему товариществу начали подсоединяться другие дома, на сегодня я председатель товарищества собственников, объединяющего 18 домов. Почему оно так укрупнилось? Жильцы должны содержать аппарат управления в виде председателя товарищества, бухгалтерии, сантехников, электриков, дворников, уборщиков и так далее.
Для дома, состоящего из 108 квартир, это накладно. А для 18 домов – уже не обременительно. Мой опыт подсказывает, что число домов, которое должно объединять товарищество собственников для того, чтобы пригласить к себе на работу квалифицированных специалистов и наряду с этим нести минимальные финансовые нагрузки для жильцов, должно составлять от 15 до 20 домов.
— С профессией историка вы расстались навсегда?
— Все с точностью до наоборот. Как историку мне было интересно понять, способны ли мы на самоорганизацию, способны ли мы преодолеть коммунальную психологию и стать собственниками того, что имеем. Товарищества собственников жилья с точки зрения общественных наук – это первые островки самоуправления и гражданского общества. Когда вы живете в своем частном доме, то вопросов содержания и оплаты всех видов услуг не возникает – вы знаете, что надо платить. А вот если у вас квартира в жилом доме, то здесь возникает масса нюансов. Оплата всех видов услуг – это площадка вынужденного личного и общественного компромисса.
Приведу пример. У вас дом на 100 квартир, из них 8 на 1-м этаже. Обслуживающий орган приходит и делает регламент лифтового оборудования. У нас сейчас принято, что жильцы 1-го этажа и дети до семи лет, зарегистрированные в квартирах, за лифт не платят. Это неправильно и несправедливо. Кто-то не захочет оплачивать работу насоса водоснабжения, который подает воду на верхние этажи и так далее. Это и есть площадка компромисса, ведь все жильцы, приобретая квартиры, платили за них одинаковую сумму, кому-то повезло, кому-то нет. Иначе стоимость жилья на верхних и нижних этажах должна была быть разной.
Когда шла работа по привлечению для обслуживания новых домов, я спрашивал у жильцов: "Вы воспринимаете жилье как свою собственность начиная с порога собственной квартиры или воспринимаете весь свой дом как собственность?" Если слышал первый вариант ответа, то понимал, что у меня с этими жильцами ничего не получится. По новому кодексу в этом и многих вопросах жильцы будут платить в зависимости от площади квартиры, и это правильно.
Двойной счет при оплате услуг ЖКХ
— Про успешно проведенную реформу отечественного ЖКХ у нас в стране, на моей памяти, говорит уже третий министр. Лично у меня это вызывает большие сомнения, с учетом того, что я вижу в Минске. Какой принципиально важный вопрос на сегодня еще не решен?
— Нерешенных вопросов еще хватит лет на пять в силу их сложности и противоречивости. На мой взгляд, главным на сегодня является система оплаты, которая предложена министерством жилищно-коммунального хозяйства.
В чистом виде она сложена по бюрократическим лекалам, и в ней заложен двойной счет. Все мы получаем ежемесячно листок формата А4, на котором распечатаны две квитанции. Первая квитанция – это оплата по тарифам, утвержденным на государственном уровне. Вторая квитанция представлена не как плата за услуги ЖКХ, а как оплата разницы в тарифах. То есть во второй квитанции мы возмещаем затраты, которые получены в результате превышения предусмотренных тарифов. По сути это тоже плата за услуги ЖКХ. Зачем две квитанции? Во-первых, можно уверенно и твердо докладывать, что тарифы в нашей стране не растут и население не возмещает расходов за услуги ЖКХ. Это в свою очередь время от времени позволяет лоббировать рост тарифов. Если все это сложить в одной квитанции, то окажется, что мы уже давно практически все оплачиваем.
— Есть мнение, что в проектной документации при строительстве домов закладываются неравные условия в вопросах оплаты ЖКХ для населения. Что это такое?
— На сегодня у нас есть три вида собственности квартир. В первом случае земля под домом не зарегистрирована, во втором земля зарегистрирована только под фундамент дома и третий вариант – земля зарегистрирована с прилегающей внутридомовой площадкой. В первом и втором по законодательству уборка околодомовой территории идет за счет местного бюджета. В третьем случае жильцы дома эту услугу оплачивают сами, эта оплата идет через ту самую 2-ю квитанцию.
Вторым до конца не отрегулированным моментом являются отчисления на капитальный ремонт. Сразу замечу, что это не услуга. В первом случае деньги поступают на счет городского ЖКХ и там расходуются, а во втором – хранятся на депозите организации-застройщика и товариществ собственников в банке. Я живу в новом доме, рассчитанном на сто лет. Я понимаю, что деньгами, перечисляемыми на капремонт, ни я, ни мои дети никогда не воспользуются. Теоретически ими могут воспользоваться только наши внуки. Потому что решение о капремонте принимают городские власти. Что будет через сто лет, не знает никто.
По своей сути эти наши отчисления на капремонт в этом случае являются поддержкой банковской системы, причем с нашей стороны беспроцентной – мы ведь не сможем снять проценты по депозиту. Сколько этих денег в масштабах Гродно, области и страны в целом, никто не знает. Мне думается, что они могли бы эффективно использоваться для решения локального кредитования тех или иных жилищных программ.
Государство не должно менять розетки
— Привычные ЖЭСы и товарищества собственников – какой вариант, на ваш взгляд, более предпочтителен?
— Предпочтительны товарищества – это диктует сама жизнь. Государство не может и не должно каждому из нас устанавливать розетки, менять краны, заниматься текущим ремонтом.
Рынок жилищно-коммунальных услуг специфичен. К услугам сантехников, электриков и других специалистов в обычной жизни мы обращаемся редко – раз в пять или десять лет. По этой причине вы не знаете, сколько стоит та или иная работа. Приглашенный по интернет-объявлению специалист присматривается к дому, квартире, к уровню достатка хозяев, и начинается банальная "разводка". Но главный вопрос – квалификация приглашенного специалиста. Ведь он занимается ремонтом сложных инженерных систем, кто даст гарантию, что после его работы не будет аварийной ситуации? Для этого в штате товарищества имеются специалисты соответствующего профиля, жильцы знают, какая работа сколько стоит. Наша служба "115" была организована за два года до того, как об этом было объявлено со стороны министерства жилищно-коммунального хозяйства.
— Каков критерий оценки работы нанятых руководителей товарищества со стороны жильцов?
— Все просто – моя должность выборная, а все вопросы по работе управления товариществом решаются вместе, прозрачно. 95% жильцов подключены к чату в вайбере – на связи и я, и все специалисты товарищества. Каждый месяц мы отчитываемся до копейки – на что потрачены деньги. Жильцы знают зарплату не только мою, но и всех нанятых для управления сотрудников товарищества, видят остатки денег на счете. Все виды ремонтных работ каждый владелец квартиры может видеть в режиме фотоотчета.
— И последний, меркантильный вопрос, если уж вы настолько открыты. Каков ваш личный заработок?
— Моя зарплата колеблется от 150 до 270 рублей на руки с дома. 150 рублей я получаю от жильцов 65-квартирного дома, 270 – это 138-квартирный дом. Можете проверить все 18 домов, и сами определите мой заработок. Он гораздо выше ставки доцента в университете, а с учетом того, что я многодетный отец – у меня трое детей, семья ощутила все выгоды от смены работы. Я работаю в круглосуточном режиме, но мне это нравится.
Читайте также:
- Кухарев: эксперимент с тарифами ЖКХ признан удачным
- Жители Гродно недовольны: меняют трубы каждый год, сколько можно копать?
- Замена крана за 110 рублей, или Как ЖКХ помогало одинокой пенсионерке