Модельер обуви Виктория Малышева по магазинам с кожей старается ходить только с мужем, потому что в его отсутствие скупить хочется сразу все. Раньше ее дом был буквально завален коробками с обувью, при этом покупает она только кроссовки, все остальное – шьет.
Летом число заказов в обувном ателье не самое высокое, а вот в ноябре набегут клиенты. Наименее опытные негодуют: как так, почему вы шьете сапоги целых три недели? Опытные же заказывают индпошив заранее, пока не грянули холода.
О туфельках тридцать второго размера для "Золушки" и о том, почему снять мерки с ноги не всегда просто, модельер рассказала корреспонденту Sputnik.
"Сегодня замерз – одна полнота ноги, выпил воды – другая"
Кто-то хочет заказать индивидуальный фасон, а у кого-то сапоги из магазина не сходятся в голенище – такие клиенты приходят в обувное ателье на Тракторном заводе. Летом, правда, основной источник дохода – ремонт обуви, а вот зимой клиенты идут за сапогами и ботинками.
"Босоножек, туфель и лодочек такое большое количество в обувных магазинах, что заказывать индивидуальный пошив нет смысла. А вот готовые сапоги многие не могут себе найти. Если ботиночки женщины с большой полнотой ноги еще могут подобрать, то с сапогами возникают проблемы", – рассказывает модельер.
Работа с обувью начинается со снятия мерок. Клиентов просят приходить на эту процедуру с "полной ногой".
"Полнота у многих меняется в течение дня. Сегодня ты замерз – одна полнота, а завтра ноги могут отечь из-за жары или даже просто потому, что вечером выпил воды", – поясняет мастер.
Но бывают и противоположные проблемы – слишком стройные ножки. Таким клиенткам тоже приходится обращаться за индивидуальным пошивом. Некоторые приносят мастеру свои колодки – так, например, поступает клиентка с тридцать вторым размером ноги.
Для пошива сапог снятия мерок достаточно, дополнительных примерок не нужно, а вот если заказываете босоножки, придется приехать в ателье еще пару раз.
"Отшивала для себя, чтобы проверить, удобно ли ходить"
Следующий этап – выбор модели. Тут модельеру иногда приходится отправлять клиентов домой, чтобы они хорошенько подумали над тем, что хотят носить. Но если человек знает, чего хочет, нарисовать эскиз можно за 15 минут.
Самое сложное в этом бизнесе – правильный набор колодок.
"Если у нас просят лодочку на низком каблуке, у нас для такой модели есть только одна колодка, которая подразумевает острый носик и небольшой каблучок. К этой лодочке можно пришить ремешок, бусинку, но носик и каблучок будут именно такими", – поясняет Виктория.
Раньше модельер покупала итальянские колодки, потом перешла на польские. А сейчас комплектующие в Беларусь почти не возят.
"Но у нас уже сформировался набор классических колодок, которых хватает для работы. Стоят они недешево – одна пара порядка 20-25 долларов. А покупать приходится от 35-го до 41-го размера, это подразумевает определенные вложения, когда они отобьются – неизвестно. Поэтому покупать ультрамодные колодки нецелесообразно, они слишком быстро выйдут из моды", – рассказывает мастер.
По одним и тем же лекалам можно сшить совершенно разные модели – от выбора цвета и фурнитуры многое зависит.
"Заклепки, бантики, брошки, стразики – при желании можно многое", – говорит Виктория и признается: сама она предпочитает минимализм в фурнитуре, но если клиент просит, то на сапогах появятся самые разные украшения.
А чтобы проверить удобство колодки, Виктория поначалу отшивала несколько моделей "для себя".
"Насколько я могу рекламировать эту форму? Можно ли в них вообще ходить? Я отшивала для себя пару-две, поэтому дома были коробки с обувью", – рассказывает мастер.
И сейчас Виктория шьет для себя все, кроме кед и кроссовок.
"Объехала много выставок, с института занимаюсь обувью и могу сказать – классика повторяется. Какие бы каталоги вы ни взяли, даже самые старые, вы увидите, что правильно разрезанные детали верха и удачное цветовое решение будут актуальны и сегодня", – убеждена модельер.
Ботфорты из кожи питона
Если вы встретили в магазине кожу мечты, можно прийти в ателье со своим материалом. Модельер вспоминает, как когда-то пришлось шить не одну пару ботфортов из кожи питона, которую продавали в минском конфискате.
Но все же рисковать и самостоятельно покупать материал для сапог не стоит. Это не обычная ткань, здесь все сложнее.
"Обычный потребитель может купить такую кожу, которая в сапогах будет смотреться грубо. Если человек приходит со своим материалом, а я вижу, что из него получится плохая пара обуви, в работу не берем", – говорит модельер.
Бывают модели, за которые мастер не всегда готов взяться. Вот, к примеру, босоножки на выпускной (на фото выше) потребовали не одного часа работы.
Мастер старается браться за дело хотя бы через несколько дней после того, как получила заказ. Опыт показывает – клиент приходит домой, обдумывает выбранную модель, а на следующий день звонит и просит добавить брошечку или убрать ремешок. Но основной объем заказов – классические черные сапоги.
Три машины – и можно начинать шить обувь. Одна – для обработки меха, для обработки деталей верха – еще одна машина, которая позволяет сделать край детали тоньше. Третью используют для сборки заготовок.
Есть у ателье постоянные клиенты, которые заказывают и сапоги, и босоножки, а потом еще под сапоги – сумки, а под босоножки – клатчи.
Сняли мерки, определились с моделью – и все, через две-три недели сапоги можно забирать. Хотя, стоп. Пройдитесь-ка. Удобно?
"Многие привыкли, что в китайской обуви нет твердого задника, подноска, и наша обувь кажется им слишком жесткой. Порой в новых сапогах нужно походить день-два, чтобы они стали комфортными", – говорит мастер.
Читайте также:
- Берцы вместо каблуков: как девушка стала лучшей в десанте
Кейт Миддлтон обула сына в копеечные кеды
В Беларуси планируют изменить систему маркировки обуви