Андрей Громыко возглавлял внешнеполитическое ведомство СССР 28 лет. Почти рекорд, дольше него в должности советского министра продержался только Борис Бещев, глава Министерства путей сообщения.
То есть почти три десятилетия Громыко защищал в мире интересы большой советской страны. За умение отстаивать позицию государства на международных площадках и в многочасовых переговорах, поступательно и планомерно додавливать оппонентов его называли "Мистер Нет" или "Бормашина".
На его время пришелся Карибский кризис, за которым последовала разрядка международной напряженности и принятие ряда важных соглашений в области сдерживания стратегических вооружений, а также Хельсинкских соглашений. Этот документ, который подписали главы 35 государств, среди прочего закреплял политические и территориальные итоги Второй мировой войны. В нем были сформулированы принципы нерушимости границ и территориальной целостности.
А до этого – будучи в ранге посла СССР в США – Громыко принимал участие в подготовке Тегеранской, Потсдамской и Ялтинской конференций, руководил советской делегацией, подписавшей Устав ООН от имени СССР на конференции в Сан-Франциско.
Громыко – выходец из полесской деревни в Гомельской области. В Беларуси успел окончить школу, несколько курсов Экономического института в Минске и поступить в аспирантуру при Академии наук БССР. В 1934-м всю их группу перевели в Москву.
"Свойственные белорусам выдержка и "памяркоўнасць" немало сделали для его биографии, особенно в начальный период. Ведь он же не был рожден дипломатом, который в 30 лет стал причастным к важнейшим внешнеполитическим делам крупнейшей страны. Есть ли элемент случайности в такой биографии Громыко? Несомненно. Это мое личное мнение. Он приглянулся Сталину, который угадал в нем потенциал госдеятеля, что и дало мощнейший толчок для карьеры Громыко", – рассказывал в интервью Sputnik экс-министр иностранных дел Беларуси Владимир Сенько.
Сенько успел поработать в МИД СССР при Громыко. И запомнил его как человека удивительной четкости и ясности в изложении мыслей.
"За всеми успехами советской внешней политики: разрядка, военный паритет, великолепное соглашение по контролю за вооружениями с Соединенными Штатами – везде стоял упрямый, внешне скучный, такой непривлекательный облик первоклассного дипломата, знающего дело, просчитывающего все ходы наперед и умеющего додавливать свою позицию. Его боялись и любили во всем мире", – говорил Sputnik министр иностранных дел Беларуси в 1997-1998 годах Иван Антонович.
О том, как помогала "белорусскость" тяжеловесу советской дипломатии, о том, что он думал о Чернобыльской катастрофе, которая стерла с карты его родную деревню, читайте в лонгриде Sputnik "Андруша". Штрихи к портрету Мистера Нет".
Читайте также:
- Побьет ли Лавров рекорды Нессельроде, Громыко, Горчакова и Молотова
Внук легендарного Андрея Громыко стал послом России в Мали