МИНСК, 14 июн – Sputnik. Межгосударственный авиационный комитет опубликовал предварительный отчет по результатам расследования катастрофы самолета "Аэрофлота" Sukhoi Superjet 100 в аэропорту Шереметьево.
Катастрофа произошла вечером 5 мая. Самолет следовал из Москвы в Мурманск, однако был вынужден экстренно вернуться в Шереметьево и совершил жесткую посадку через 28 минут полета. Из 78 человек, находившихся на борту в тот день, погиб 41.
Среди основных версий авиакатастрофы – недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и проводивших техосмотр лиц, а также неисправность самолета и метеоусловия. В отчете, представленном комиссией, не дается прямых указаний на вину экипажа. В нем говорится, что командир судна проходил службу в авиации ФСБ.
Для оценки действий экипажа в аварийном полете комиссия планирует провести эксперименты на полнопилотажном тренажере.
Как это было: версия самописца
Российский Гидрометцентр сообщил, что в Подмосковье в тот день была гроза. Из данных расследования следует, что молния ударила в самолет, по предварительным данным, в 15 часов 08 минут. На это указывает зафиксированный самописцем "шумовой эффект … в течение 1.5 секунд".
У самолета отключился автопилот, предположительно это произошло именно после удара молнии, следует из отчета МАК. В документе также сказано, что при осмотре фюзеляжа, в том числе носовой части судна, были обнаружены повреждения, похожие на следы от воздействия молнии.
Замечаний от экипажа по работе систем самолета в предыдущем полете не было.
Одновременно с отключением автопилота, самописец "зарегистрировал эмоциональный возглас одного из членов экипажа: "Ух ты!", сказано в отчете. Автомат тяги при этом продолжал работать.
Командир самолета, несмотря на проблемы со связью и потерю возможности управлять бортом в режиме автопилота, оценивал ситуацию как штатную, отмечается в отчете.
"В 15:12:32 КВС объяснил старшему бортпроводнику, что самолет возвращается, при этом обратил внимание: "Не аварийное, ничего, просто возвращаемся", – указано в отчете МАК.
Диспетчер дал ему указание снижать высоту до 900 метров и разворачиваться.
"На запрос диспетчера: "...какая-нибудь помощь необходима будет?" – экипаж ответил: "Нет, пока все нормально, штатно".
Тройное "козление"
Приземляясь, самолет трижды коснулся полосы – совершил так называемое козление. После третьего касания стойки шасси подломились.
На сделанных в рамках расследования рисунках видно, что самолет совершал размашистые движения при заходе на посадку. Однако аналогичные движения наблюдались и при заходах на посадку, выполнявшихся в режиме ручного управления, и другими экипажами авиакомпании. Причины данных особенностей пилотирования пока анализируются.