Пресс-центр

"Писать так, чтобы понял молочник из Канзаса": мастер-класс для журналистов

Лектор Олег Щедров призвал не воспринимать журналистику как искусство и поделился секретами журналистики как ремесла.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Общество выдало журналисту лицензию на любопытство, считает руководитель учебных программ МИА "Россия сегодня" Олег Щедров. Сегодня он поделился своим видением того, как использовать эту лицензию максимально эффективно, с участниками мастер-класса в пресс-центре Sputnik.

Щедров долгое время работал в международном информационном агентстве "Рейтер", был главным редактором "Интерфакс". Мастер-класс прошел в рамках нового модуля образовательной программы SputnikPro.

"Таймс" хрустит все реже

Щедров порекомендовал разобраться с тем, для кого пишет журналист: во времена его работы в агентстве "Рейтер" журналисту сказали, что писать он должен так, чтобы понял молочник из Канзаса.

"Писать так, чтобы понял молочник из Канзаса": мастер-класс для журналистов

Щедров признает, что он понимал: пишет не для молочника, а для человека, который открывает хрустящую "Таймс", держа в руке круассан. Но сейчас "Таймс" в руках читателя хрустит все реже и новости потребляют главным образом с экранов гаджетов. Раз изменился читатель, должна измениться и стилистика подачи материала.

Но одно неизменно – в каком бы виде читатель ни потреблял информацию, он по-прежнему любит истории, и потому рассказывать журналисту нужно не о событии, а об истории. Если попытаться вызвать у читателя эмоцию, рассказать о том, что влияет на его жизнь, или сообщить новые подробности о старых фактах, тогда появится шанс его завоевать.

Что не помогает, то мешает

Журналист должен иметь в виду, что читатель очень занят – или пытается казаться таким. Потому все, что не помогает рассказать в статье историю, мешает.

"Писать так, чтобы понял молочник из Канзаса": мастер-класс для журналистов

Есть несколько лаконичных советов, которые помогают при написании новостей.

Заголовок должен соответствовать лиду. В газетной журналистике это правило было не обязательным. Но если в сети читатель находит новость, в которой сказанное в заголовке не подтверждается в первом же абзаце, он чувствует себя обманутым.

Длина абзаца не должна превышать трех-четырех строчек. Иначе ваш читатель с большой долей вероятности выхватит только начало и конец абзаца.

Как работать пиарщику, чтобы превратить милиционера в Дядю Степу

Есть одно сильное средство – абзац из одной строки. Сказанное в нем читателю запомнится, но злоупотреблять этим методом привлечения внимания не нужно.

Еще одно правило – не больше трех имен и не больше трех цифр в абзаце. К тому же, "абсолютная цифра абсолютно бессмысленна".

Через правильное сравнение, поставленное рядом с цифрой, журналист даже может позволить себе выразить мнение. При том что открытое мнение в новостной журналистике недопустимо.

Щедров поясняет: российское агентство РИА Новости может написать, что средняя продолжительность жизни среди мужчин составила 65 лет и выросла в сравнении с предыдущими годами. А BBC, взяв ту же исходную цифру, может сравнить ее со средней продолжительностью жизни мужчин в Германии, и реакция читателя на две статьи будет абсолютно разной.

"Писать так, чтобы понял молочник из Канзаса": мастер-класс для журналистов

Щедров настоятельно предостерегает журналистов использовать отглагольные существительные. Они могут превратить текст в официальный доклад, а сторонникам официально-делового стиля он напоминает – наставника Пушкина, Василия Жуковского, критиковали за низкий стиль. Но кто сейчас читает критиков Жуковского?

Щедров рекомендует избегать также страдательного залога и безличных предложений, а также "умных слов" и сложных конструкций.

Читайте также: