Жители деревни Пятилетка ждут открытия второй полосы Национального аэропорта Минск меньше других. И с одной полосой пришлось установить шумоизоляционные стеклопакеты, а что будет с двумя?
"Самолеты стоят в конце огорода. Летят так низко, что, кажется, трубы заденут. Окна трясутся. Кому мы ни говорим, нам никто не верит", – рассказывают о своей жизни в деревне Пятилетка, расположенной с видом на аэропорт.
"Я как начальник аэропорта"
Шум не единственное, что беспокоит жителей – переживают за экологию, за чистоту почвы и воды из колодца, которую пьют, детей заставляют тщательно вымыть клубнику, прежде чем съесть ягоду, и шепотом говорят: "А если что-нибудь случится?" Думать о катастрофах не хочется, но под шум турбин чего только в голову не приходит.
Местная жительница Анна Ивановна провожает корреспондентов Sputnik к себе на огород.
"Как начальник аэропорта могу вас провожать", – смеется Анна Ивановна.
Выдает бинокль – его купили внуки – и предлагает посмотреть на красивое зрелище посадки самолета. Долго ждать лайнера не приходится, они идут один за другим. Анна Ивановна по звуку определяет, когда самолет касается взлетной полосы. Смеется, что с таким стажем жизни в Пятилетке можно уже в диспетчеры подаваться.
"По поводу выхлопов говорят, что все в норме. А какая там норма? Нам никто не говорит", – рассказывает местная жительница Анна Ивановна.
Говорят, что поставят шумоизоляционные щиты. Но Анна Ивановна показывает на шумоизоляционные окна, которые уже установили за свой счет, и говорит: сколько еще нужно поставить?
Нравится такая ситуация только внукам – за красивым зрелищем посадки самолета они любят наблюдать в бинокль. А сами местные жители не знают, что им делать: ни взлетную полосу перенести нельзя, ни деревню. За отселение тоже ратуют далеко не все – многие привыкли к жизни на своей земле.
"Оговорите, кому-то домик, кому-то квартиру", - предлагает другая жительница деревни, активистка Зинаида Константиновна.
Одним словом, конкретного плана действий пока нет. Надеются, что власть имущие до открытия второй взлетной полосы, когда поток самолетов над деревней увеличится, придумают, как решить их проблему, и на всякий случай напоминают о себе чиновникам.
Пилот рассказал о выбросах от самолетов
Корреспонденты Sputnik поговорили с пилотом Сергеем Довгалем, который долгое время жил в военных гарнизонах и имел дачу неподалеку, практически с видом на самолет. Он рассказал, из-за чего, по его мнению, в близкой к аэропорту деревне переживать стоит, а из-за чего нет.
"Загрязнение от авиационного транспорта составляет всего 3% от общего объема. Да, идет выброс углекислого газа, азотистых соединений. Но на тех высотах, где летает самолет, они и сгорают. Машины загрязняют атмосферу сильнее, чем авиация. Возьмем Мачулищи – аэродром здесь с 1937 года. Летают и большие лайнеры, и вертолеты. Но люди как жили, так и живут. Больше, чем из-за выбросов, я думаю, переживают из-за шума", – считает Сергей Довгаль.
Самолеты Boeing, Embraer и подобные летают тише в сравнении с советским авиапарком, признает пилот. И все же слышат приближающийся самолет жители Пятилетки хорошо. Шутят: иногда и дети просыпаются, и куры прячутся.
Довгаль понимает и опасения местных жителей за свою безопасность, но и тут успокаивает.
"Ни один однодвигательный самолет не имеет права летать над населенными пунктами. Командир же многодвигательного судна занимает над городом безопасную высоту. Летчики – жертвенные люди, они будут максимально долго бороться и за собственную жизнь, и за жизни тех, кто сидит за ним. Даже если летчик понимает, что ничего сделать не может, он будет стараться отвести самолет от населенного пункта", – рассказал пилот.
Активисты Пятилетки уже побывали в исполкоме, в министерстве природных ресурсов и министерстве здравоохранения. А к "Большому разговору" с президентом отправили главе государства два письма. Теперь уповают на Наталью Кочанову, которая пообещала, что ни одно обращение не останется без внимания.
Смотрите на видео Sputnik, как живется вблизи аэропорта.