МИНСК, 13 мар – Sputnik. Чем отличается фотография от других видов искусства и что нужно делать молодому фотографу, чтобы добиться профессиональных успехов, рассказал в ходе мастер-класса для белорусских фото- и видеожурналистов и студентов журналистских факультетов в рамках образовательной программы SputnikPro в мультимедийном пресс-центре Sputnik специальный фотокорреспондент МИА "Россия сегодня", шестикратный лауреат и член международного жюри премии World Press Photo, академик Международной Гильдии фотографов средств массовой информации Владимир Вяткин.
Советы для начинающих фотографов
По мнению Вяткина, сегодня в первую очередь фотограф должен обладать терпением и терпимостью.
"Это в фотографии, как и в любом искусстве, должно быть. Прежде чем взять в руки фотоаппарат, задайте себе элементарный вопрос: зачем и в какой мере мне это надо? Я себя вижу профессиональным фотографом в дальнейшем или я хороший любитель, и фотография мне поможет в моем образовании, в моем человеческом развитии?" – посоветовал эксперт.
Кроме того, по его словам, фотограф должен постоянно учиться.
"Любому искусству, любому делу нужно учиться. И учителей должно быть много и разных. У одного можно взять умение держать фотоаппарат, у другого – умение искать тему, у третьего – умение общаться с людьми. Желательно учиться фотографии у литераторов – сильнее слова нет ничего. Учиться можно у художников, у русских реалистов", – пояснил Вяткин.
Однако самое важное для начинающего фотографа – это чтобы его терпели в собственной семье.
"Все мои невзгоды, все мои неурядицы в жизни были не потому, что это я такой плохой, такой неотзывчивый, такой сухарь. Я не сухарь абсолютно, но просто моя профессия подразумевает внутреннее состояние молчания и уединения. Потому что фотография – это искусство быстрого мышления и долгих размышлений и бессонных ночей", – поделился спикер.
Доля секунды
Фотография сегодня – самое массовое и самое сложное искусство. Сделать хорошую фотографию сейчас намного сложнее, чем написать хорошие стихи, музыку или картину.
"У литератора, музыканта и художника безграничные временные возможности. А фотограф стоит в очень узких временных рамках – доли секунды. И в эту долю секунду получается либо шедевр, либо то, что пойдет в мусорную кучу. И если я делаю одну хорошую фотографию в год, этот год я прожил не зря", – признался Вяткин.
По его мнению, в кино или театре есть текст, часто закадровый, а в фотографии есть стоп-кадр.
"И все, что говорят в кино, в театре и на телевидении, должно быть в этой фотографии. Но для того, чтобы эту фотографию уметь читать, этому надо учиться, это надо уметь. Нужно уметь создавать образ", – отметил фотограф.
Он напомнил, что в словаре Даля "образу" отводится шесть предложений, в словаре Ушакова – чуть меньше, в словаре современного искусства – 42 страницы.
"В моем словаре "образ" равно "законченность" – смысловая, философская и визуальная. Образ может быть, а может и не быть", – констатировал эксперт.
Фотоаппарат будущего
Каждый фотограф должен понимать, что фотоаппарат – это неотъемлемый инструмент современной культуры. "Он очень удобен для самореализации и в какой-то мере для самоутверждения со знаком плюс или со знаком минус", – подчеркнул Вяткин.
Он считает, что у фотографа должно быть много разного инструмента.
"Инструмент может быть веселый, воспринимаемый общественной средой, а может быть не воспринимаемый. В последние шесть лет я не расстаюсь с маленьким фотоаппаратом Nikon. Я иду с ним, и все лезут сниматься, я иду с зеркальным фотоаппаратом с большим объективом и вспышкой, и все от меня бегут. Аппаратуры должно быть много, и каждый аппарат имеет свое назначение и свои задачи", – пояснил спикер.
По его мнению, в ближайшем будущем будут фотоаппараты со специальными устройствами, которые облегчат работу фотографа.
"Условно, вы делаете тысячу изображений, и фотоаппарат просчитывает логику вашего наиболее продуктивного композиционного решения и решающего момента. Зачем тогда нужен человек?" – задал вопрос мэтр.
А затем сам на него и ответил, подчеркнув, что фотоаппарат – не главное, главное – фотограф. "Мы ведь зависим от настроения. Мы снимаем не кого-то, а самого себя", – заключил Вяткин.
SputnikPro – это серия презентаций и мастер-классов от ведущих медиаменеджеров и журналистов с колоссальным опытом работы, которые готовы поделиться своими знаниями с журналистами, пресс-секретарями, PR-специалистами, студентами старших курсов вузов, обучающимися по специальности. Проект SputnikPro стартовал в Минске весной 2018 года и получил высокую оценку медиасообщества.
Подробнее о спикерах и темах мастер-класса читайте на Sputnik.
Читайте также:
- Нужны ли дроны СМИ?