Анатолий стал водителем маршрутки пять лет назад. Причина банальна – нехватка денег. Зарплата не радовала, и когда мужчина услышал, что маршрутчики хорошо зарабатывают, вместе с другом купил микроавтобус и освоил новую профессию. С тех пор по очереди с компаньоном возит людей.
Маршрутчик рассказал корреспонденту Sputnik о том, какие гласные и негласные правила существуют в пассажирских перевозках, почему часто приходится нарушать ПДД, из-за чего происходят конфликты с коллегами и какими хитрыми бывают пассажиры.
Борьба со сном и негласные штрафы
– Когда мы начинали, я был в розовых очках. У друга еще не было категории D, он пошел на нее обучаться, а я думал: "Ну, что там. Этот месяц я один поработаю". Но понял, что один никак не справлюсь. Пришлось искать другу подмену на время.
Был шок. У меня водительский стаж большой, и за рулем я постоянно, поэтому считал себя сильным и выносливым. Но я даже первый день не доработал. Бросил все и поехал домой. А потом привык.
Мой рабочий день начинается в 05:30. Я просыпаюсь, завтракаю, еду к врачу и механику. Первый выезд в 06:50. И дальше ездишь круг за кругом. Заканчиваешь в 22:00. Раньше целый день шла борьба со сном. Встаешь рано, домой приходишь поздно. Казалось бы, устал, должен вырубиться, а заснуть от переутомления не можешь. В итоге – хоба, и уже вставать пора. Сейчас нормально уже, привык.
Конечно, у нас есть правила. Самое главное – маршрутчик должен ездить по времени. У каждого водителя есть своя карточка и промежуток времени между его машиной, машиной впереди и машиной, которая едет за ним. Все маршрутки должны согласно этим интервалам двигаться. Есть контрольные точки, которые ты должен пройти в определенное время. Если ты опаздываешь, ты воруешь время у задней машины, воруешь его пассажиров. Из-за этого все конфликты. Маршрутчики в час пик носятся не из-за того, что у них прихоть такая, а потому что если ты опаздываешь, к тебе придут на конечной и скажут: "Ты на минуту опоздал, пять рублей верни". Это негласный штраф между собой.
Это круговая порука. Если где-то какая-то пробка, стараешься позвонить водителю задней машины и объяснить. Все входят в положение, как правило. Но бывают обиды у водителей задней машины. Говорят, что украл пассажиров. В час пик едешь раньше, держишь в запасе минутку, чтобы не опаздывать.
Почему мы нарушаем ПДД
– Маршрутчик должен одновременно следить за дорогой, обилечивать, выдавать сдачу, следить за временем. Бывает такое, что не успеваешь на конечной ни в туалет сходить, ни пообедать. Поэтому иногда еще за рулем какой-то бутерброд жуешь и чайку в стаканчик нальешь. Ну а что делать? Есть и пить хочется. Не думаю, что это как-то влияет на безопасность движения. Ты привык и все делаешь на автомате.
Приходится много по телефону разговаривать, потому что если какая-то пробка впереди, то тебя об этом предупреждают, а ты предупреждаешь следующего. Телефон в работе маршрутчика – неотъемлемая часть. Я всегда использую гарнитуру: нужны свободные руки. Делать все одновременно непросто, но это дело привычки. Маршрутчика можно назвать современным Цезарем. И есть еще такая карикатура, где маршрутчик изображен в образе многорукого индийского божества Шивы.
ПДД приходится нарушать довольно часто из-за нехватки времени. Надо контрольную точку пройти вовремя, опаздываешь, видишь пешехода – и не пропускаешь его. На желтый иногда проезжаю. Понимаете, ты на маршруте по 16 часов и уже знаешь, какой светофор сколько горит. И ты знаешь, что даже на желтый успеешь повернуть, потому что встречным зеленый загорается через какую-то паузу. Все равно, когда что-то такое делаешь, ты предельно внимателен: десять раз голову во все стороны повернешь, чтобы убедиться в безопасности, потому что это все-таки ответственность за жизни людей. Скорость превышаю немного, не свыше 20 километров в час точно. Голова должна быть на плечах. Безбашенность наказуема, поэтому на серьезные нарушения – как проехать на красный – не иду. Есть же инстинкт самосохранения и ответственность за пассажиров.
У гаишников есть спецоперация "Автобус". И все, тогда уже держись. Каждый из них просто обязан тебя остановить. Бывает за день 2-3 штрафа тебе дадут, причем за просто так. У меня даже был случай, когда меня остановил гаишник и спросил, работает ли сигнал. Я говорю: "Да, работает". Он: "Ответ неверный. Штраф".
Как у нас есть временные контрольные точки, которые мы должны вовремя пройти, так и у ГАИ есть план, который им надо выполнить. Сейчас такого нет, но еще буквально два года назад они приезжали на конечную, обводили всех взглядом и говорили: "Давайте все по минималочке несите". Квитанцию отдавали, выписывали. Грязный номер – очень частый штраф, неработающий звуковой сигнал, неработающая лампочка. Это мелочи, за которые приходится платить штраф. Парадокс, но за серьезные нарушения не штрафуют практически никогда. Кстати, я на своей легковой машине езжу по городу гораздо аккуратнее, чем на маршрутке.
Что бесит в пассажирах
– В основном в будние дни ездят одни и те же пассажиры. Очень редко попадаются посторонние. Они едут на работу с тобой, а вечером – с работы. Некоторые привыкают и стараются именно к тебе в маршрутку сесть, они сами об этом говорят.
Конфликты с пассажирами бывают очень редко. Бывают забавные случаи. Например, со стариками, когда они называют тебя шофером. Говорят: "Шофер, останови". Бывает, что забывают вещи. Раньше у нас в машине была полка для забытых вещей, она даже подписана была. Но они годами ездили и никому не нужны были. Поэтому мы от такой практики отказались. Да, если телефон кто-то забыл, потом возишь его и ждешь, когда на конечной заберут.
Есть пассажиры, которые очень достают просьбами. Они, например, заходят и говорят, что им нужно выйти на такой-то остановке. И ты должен ехать и помнить об этом, чтобы остановиться там. Естественно, забываешь. А потом у пассажиров обиды.
Был случай, когда посадили девочку и попросили на определенной остановке ее высадить. Я, честно говоря, забыл. Но подъезжаю к этой остановке, мне машут. Я думал, пассажиры. А они не заходят, а заглядывают в маршрутку, высматривают эту девочку и показывают, что надо выходить. Выяснилось, что она глухонемая. Она вышла, а я думаю: "Е-мае, а что было бы, если бы я проехал эту остановку? Как бы я эту девочку назад вез?" Такие истории бывают.
Есть хитрые пассажиры. В час пик они дают тебе самые мелкие деньги, естественно, их не пересчитываешь. А потом замечаешь, что 10-15 копеек не хватает. Бывает, зайдут, затеряются в толпе и не платят. Но вообще маршрутчик всегда видит, все ли заплатили. Когда люди заходят, на автомате их пересчитываешь. И потом соотносишь с тем, сколько денег передали. Раньше выяснял, кто не оплатил. А сейчас не хочу разборки устраивать. Ничего страшного, если убогого подвезешь. Бывает, кто-то из водителей даже останавливается, чтобы выяснить, кто едет зайцем. Как правило, пассажиры сами помогают вычислять таких.
Есть еще одна категория пассажиров – те, кто расплачивается крупными купюрами, рассчитывая на то, что у тебя не будет сдачи. Но на таких хитрых у нас всегда есть сдача, причем очень мелкими монетами. Это такая маленькая месть.
Пьяных пассажиров стараюсь не брать. И дети, и женщины ездят, а тут такое чудо заходит. Если вижу, что подшофе стоят, машут, даже не останавливаюсь. Иногда такой пассажир все-таки просачивается в салон. Если спокойно сидит, то ничего. Но бывает такое, что начинает концерты устраивать. Тогда останавливаешься – и на выход его. Возмущаются!
Еще был случай, когда зашел по виду наркоман и протянул мне смятую пятидесятку. Она была порванная и к тому же еще опаленная. Я отказался ее брать. Он: "У меня других нет". Ну, нет – значит, выходи. Он начал возмущаться. А я имею право не брать рваные деньги. В итоге он вышел, а я водителю следующей маршрутки звоню и предупреждаю, что этот пассажир стоит на такой-то остановке и что лучше его не брать. Водитель звонит следующему – и никто его больше не возьмет.
Пассажиры разные бывают. Многие даже не здороваются, когда заходят, но большинство все-таки благодарит. Знаете, сколько из 250 человек, которых я за день перевез, меня на 23 февраля поздравили? Шесть! Причем один из них – мужчина.
Эмоции – это лишнее
– У нас очень нервная работа. Даже если ты спокойный человек, где-нибудь да вскипишь. Прикрикнешь, например, чтобы быстрей заходили, а людям это не нравится – отсюда негатив. Но вообще стараешься все свои проблемы оставить дома. И если возникают конфликтные ситуации с другими водителями на дороге, никак на это не реагируешь. Бывает всякое. И сигналят, и подрезают. Часто водители сами нарушают правила, а считают, что ты неправ. Столько за день насмотришься, что никаких нервов не хватит, если на все реагировать.
За последние годы водители в Минске стали более вежливыми. Когда начинали, было даже такое, что некоторые выбегали, дверь открывали, кидались драться. Сейчас таких дорожных разборок нет. Если пропустят, поморгаешь, махнешь рукой в знак благодарности. Когда не час пик, я всегда всех пропускаю.
Отдельная полоса для общественного транспорта – это классно. Такое в Европе есть. Там водителям авто нельзя заезжать на эту полосу. Но тут тоже есть нюансы. Нужно сделать так, чтобы водитель маршрутки мог выезжать из этой полосы, чтобы не тянуться за автобусом. Люди ведь и ездят на маршрутке, чтобы быстрее добраться из точки А в точку Б. Водители общественного транспорта иногда себя некрасиво ведут. Не пропускают, летят, как будто им премию дают за то, что они приезжают на остановку раньше маршрутки.
К работе так привыкаешь, что после выходных уже хочется опять. Привык к этому адреналину. Как собаки ездовые: не запрягай их в упряжку, и они умрут. Так и маршрутчики. Но работа тяжелая, конечно, проще было бы в офисе сидеть. Мой сын учится в одном из вузов и говорит, что все равно сдаст на категорию D, чтобы подрабатывать. Он знает, какой оклад дают молодому специалисту, а так будет хоть на выходных деньги получать. Своя машина – почему нет? Я смогу отдохнуть, он поработает.
Друзья нормально относятся к моей работе. Иногда расскажешь им что-то, а они говорят, что лучше начинают к маршрутчикам относиться, дорогу уступают. Потому что знают теперь, почему мы спешим, что людей везем на работу и с работы.
Конечно, есть разные маршрутчики, есть и отмороженные. Бывает, сам диву даешься, кто ему права выдал – такую чернягу творит. Есть пьющие. В выходные они просто уходят в штопор, отрываются. Но в большинстве люди нормальные.
Нужно добрее быть. Эмоции, когда ты хочешь что-то доказать, "подрезать" маршрутку, к чему они? Даже если маршрутка включает левый поворот, чтобы автобус объехать, пропусти ее. Она ведь все равно в свою полосу вернется. Если все участники дорожного движения будут относиться друг к другу доброжелательнее, на дорогах станет спокойнее.