Девушкам-участковым даже проще, смеется Анастасия Чуприс, ломая все возможные стереотипы. С ней хочется говорить о новых нарядах в Instagram, а приходится – о местных выпивохах, дебоширах и даже убийстве. Тем более Instagram у нее нет, не любит соцсети. Зато есть ПМ, ПР (в народе – резиновая дубинка) и, судя по всему, большое уважение среди проблемного "контингента" Велозавода.
"Мои ранее судимые в основном молодые, и они очень доверительно ко мне относятся. Никогда не подводят. Если кому-то могут сказать и "До свиданья", то мне: "Я приду, Игоревна. В 8 утра буду", – делится секретом успеха участковый инспектор милиции городского отдела милиции Ленинского РУВД Минска капитан милиции Анастасия Игоревна Чуприс.
Игоревной она стала в 22 года, когда ее распределили в участковые. Говорит, в первый момент растерялась. Но сейчас, признается, ни за что не променяет работу "на земле" на кабинетную.
Из "художки" в милицию
Она не из милицейской семьи. Родители до сих пор переживают за нее и ее выбор. Тем более что выбор был. До 9-го класса Настя вместе с сестрой Дашей училась в школе с художественным уклоном. После школы обе поступили в академии, Дарья – в Академию искусств, а Анастасия – милиции. Пошла по стопам коллеги по команде, к тому времени она уже более пяти лет успешно занималась карате.
"Да нет же, я не влюбилась. Просто он был примером, вдохновителем. У него были выдержка, дисциплинированность – все, что мне нравилось. Он был и мастер спорта международного класса, и в академии учился на отлично. Мне тоже хотелось соответствовать и в спорте, и в учебе… Он, правда, дослужился до капитана и ушел…" – рассказывает Анастасия.
Она теперь тоже мастер спорта международного класса, обладатель черного пояса по карате и диплома с отличием об окончании Академии, даже уже капитан, но никуда уходить не собирается.
Ей удивительным образом нравится ее, на первый взгляд, не женская работа. Даже несмотря на то, что район достался не самый легкий, а точнее, очень нелегкий – сильно пьющий со всеми вытекающими: дебошами, хулиганством, кражами-грабежами.
"Хороший и плохой полицейский"
Ежегодно с района велозавода Анастасия и ее коллеги направляют в ЛТП порядка 30 человек. Это один из самых высоких показателей в Ленинском районе.
"Чтобы вы понимали, только за два месяца у нас семь человек уже уехало в лечебно-трудовой профилакторий. Все это делается ради того, чтобы помочь людям, которые от этого страдают… Вот, к примеру, пришла мама, сын пьет, не может остановиться, попросила. Я должна ей помочь", – объясняет Анастасия.
Ее рабочий день начинается в 15, заканчивается в 23 часа. Сначала бумаги, затем – работа "на земле". На участке живет около 4 тысяч человек, в том числе с десяток ранее судимых, которые требуют особого внимания.
"Начинаю с обхода притонов. Также захожу в магазины и смотрю видео, кто из моих поднадзорных был, что и когда брал… Если человек должен вечером быть дома в девять, а он пришел за водкой в десять, то это уже нарушение. Я изымаю видео, оформляю нарушение. Три нарушения, и он уезжает в колонию", – описывает обычный рабочий день Анастасия.
Из магазина в притоны, затем на отработку семейных скандалистов и по визитам (сообщениям "102"). Да, звонят часто. Как она с ними справляется? Говорит, чаще всего словом. Пистолет ни разу за пять лет работы доставать не пришлось.
"Наручники – да, ПР (палка резиновая – Sputnik) – да, а пистолет, слава богу, ни разу. И ни разу не дралась. Только при задержании такие приемы, как загиб за руку, использовала. Просто тогда он был в два раза выше и толще, но мы его скрутили", – смеется Анастасия.
Слухи об участковой-каратистке разлетелись по району довольно быстро. Но это прозвище, говорит, к ней так и не приклеилось. Для жителей она стала скорее "Игоревной, которая может все объяснить".
"Я не знаю, что она там с ними делает, но проблемы она решает. Она умеет их уговаривать так, что они переходят на ее сторону. У меня так не получается", – смеется коллега Анастасии участковый инспектор милиции Ленинского РУВД Павел Кутис.
Порой, в особо сложных случаях, они работают дуэтом, Кутис берет на себя роль "плохого полицейского", обаятельная Чуприс – "хорошего". Вообще, надежный коллектив на опорном пункте, признается Настя, это одно из главных составляющих в ее работе.
Когда бывает страшно
За эти пять лет в ее практике было как минимум два эпизода, когда она… нет, говорит, не испугалась, скорее растерялась. Один случился в ее первый же рабочий день.
"Меня взяли в помощь, посмотреть, что значит выбытие на место преступление. А это был суицид, и все – в красках, запах специфический. Чтобы его прибить, коллега сразу аккуратно поджег бумагу. Конечно, было интересно, но я тогда подумала: если так начинается , что же там дальше будет… Но, слава богу, такого больше не было. Смерти были, "скоропостижники", но на это я уже смотрела спокойнее", – признается Анастасия.
При этом она убеждена, что за эти годы вообще не изменилась. Хотя ее друзья и утверждают, что она стала… тверже.
При этом она спокойно рассказывает о "множественном ножевом" и о том, как практически сразу, пока медики констатировали смерть, вычислила подозреваемого.
"Жена рядом плачет, от нее ничего добиться невозможно. Я взяла телефон потерпевшего, стала смотреть, с кем он связывался… Руки, конечно, потрясывались... Нашла – там даже не имя было, а кличка. Но я узнала, поняла, что они пили вместе. Направила патруль, и его в течение часа задержали… Для меня это было бы позорно, если человек с нашей земли совершил, а мы не раскрыли преступление", – говорит Анастасия.
Это стандартная история: пили, не поделили (выпивку или женщину), завязалась драка. Большинство преступлений и правонарушений совершаются в состоянии алкогольного опьянения, напоминает Анастасия. А поскольку выпивох своего района она знает в лицо, менять свою не самую легкую "землю" на более благополучную она тоже не готова.
"Это хорошая земля. Потому что отработанная. Я всех знаю, они меня знают, поэтому никуда не хочу уходить", – объясняет свой выбор участковый инспектор.
А если в министры
Анастасии уже неоднократно предлагали более спокойную работу. Звали старшим инспектором в ООПП РУВД, инструктором по физподготовке, опером. Она всех благодарила и каждый раз вежливо отказывалась.
"В розыск, конечно, интересно. Но по характеру я бы не подошла", – признается Анастасия.
Пока не готова уйти со своей "земли", даже если бы позвали в министры. На провокационный вопрос Sputnik только сказала: "Я не настолько карьеристка". Признается, что со временем хочет замуж и детей. Парень на примете есть, не милиционер.
Но это потом. Пока намерена работать. И все-таки строить карьеру… участкового.
"Мне уже предлагали стать старшим участковым. Причем неоднократно. И это очень приятно. Поэтому сначала планирую стать старшим участковым, это майорская должность", – рассуждает капитан милиции Чуприс.
Должность старшего участкового и звание майора – это сначала, а потом – можно не сомневаться, будут новые высоты. Она хоть и не карьеристка, но работу явно любит искренне.
Даже День милиции, признается, ей нравится больше, чем 8 Марта. Хотя поздравлений в Международный женский день Анастасии не избежать. Причем поздравляют ее обычно не только родные и коллеги, но и подопечные, которые в этот день часами могут рассказывать Игоревне, как ее уважают, и желать ей всего самого лучшего.
Читайте также:
Женский отряд ОМОН: мы как будто рейнджеры
- Ребенок в СОП: заберите меня в приют, хоть йогуртов поем
- Инспектор ИДН: все чаще работаем с "хорошими" детьми и по делам о наркотиках
- Участковый в Минске спас мужчину, угрожавшего выпрыгнуть из окна