Детектор лжи: проверяем фильмы про Афганистан на ляпы

Какие ошибки допущены в "Рэмбо", "Звере войны" и других фильмах "афганской" тематики? Разбираемся вместе!
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Корреспондент Sputnik Лев Рыжков вместе с военным обозревателем Александром Хроленко посмотрели американские и британские фильмы, посвященные советской военной кампании в Афганистане, и поискали точки соприкосновения картинки на экране и действительности.

"Рэмбо-3" (США, 1988)

В фильме:

Полковник армии США конвоирует караван со "стингерами" для моджахедов из Пакистана в Афганистан и попадает в плен к советским войскам.

В реальности:

В 1979-1989 годы военнослужащих США на афганской земле не было – американцы с моджахедами никогда не взаимодействовали напрямую. "Стингеры" поставлялись в Пакистан и уже оттуда уходили в Афганистан. К 1988 году, когда происходят события фильма, поставки этих переносных зенитно-ракетных комплексов продолжались уже два года.

В фильме:

С экрана сообщается, что советские войска за девять лет боев убили более двух миллионов гражданских.

В реальности:

За десять лет войны, по самым приблизительным подсчетам, погибло около 1 миллиона мирных афганцев. Есть основания полагать, что и эти цифры завышены, поскольку советская армия не проводила операций в населенных пунктах. Цифра в два миллиона погибших взята с потолка.

В фильме:

Когда американский полковник попадает в плен, его пытают дикого вида советские военнослужащие, которые даже летом ходят в шапках-ушанках. Людьми в шапках командует небритый полковник Зайцын с явными садистскими замашками и бутылкой водки на рабочем столе.

В реальности:

Какие могут быть ушанки в стране, где прохладой считается +35 градусов? Да и если бы в Афганистане был взят в плен настоящий американский полковник – это был бы очень ценный трофей. Его бы не доверили пьянице в шапке-ушанке, а немедленно переправили бы в Москву.

В фильме:

На допросе полковник храбро заявляет: "Каждый день ваша военная машина отступает перед горсткой борцов за свободу. Эти люди скорее умрут, чем станут рабами захватчиков. Их не победить!"

В реальности:

В конце 1980-х годов афганское правительство при поддержке советских войск надежно контролировало более 70% территории страны. Перед 40-й армией никто не ставил задачи победить. Она лишь поддерживала правительственные силы. СССР строил в Афганистане дороги, заводы, больницы. Афганцы и сегодня помнят об этом.

"Зверь войны" (США, 1988)

В фильме:

Советские танки атакуют мирное селение. Солдаты применяют химическое оружие, пряча лица под противогазами.

В реальности:

Советские войска никогда не брали штурмом мирные селения и не травили крестьян химическим оружием. Больше этот сюжет похож на действия американской армии во Вьетнаме.

В фильме:

Экипаж заблудившегося среди бела дня советского танка состоит из пяти человек. Пятый – афганец, который, как только начал молиться, был расстрелян.

В реальности:

Экипаж танка не может состоять из пяти человек. Столько людей в машину просто не поместятся. В фильме не показано, где именно в танке сидел пятый танкист-афганец. Он понадобился создателям фильма, только чтобы показательно его расстрелять за молитву и продемонстрировать ненависть советской армии к мусульманам. Мол, даже те афганцы, кто сотрудничали с советскими "оккупантами", не были в безопасности.

"Искры из глаз" (Великобритания, 1987)

В фильме:

Пятнадцатый и, наверное, самый малоизвестный фильм о Джеймсе Бонде был выпущен в прокат в 1987 году. Фильм запомнился фанатам "бондианы" лишь тем, что в нем впервые сыграл Тимоти Далтон – самый неудачный из Бондов. Агент 007 срывает "хитроумную" операцию советского генерала, дважды героя СССР Коскова, который хочет закупить американское оружие. В этой бизнес-комбинации задействованы также бриллианты и наркотики.

В реальности:

Зачем СССР, который и так снабжал оружием половину земного шара, могло понадобиться американское оружие? В той части фильма, которая посвящена Афганистану, какие-либо совпадения с реальностью отсутствуют, разве только пейзаж похож на афганский.

"Война Чарли Уилсона" (США – Германия, 2007)

В фильме:

Главный герой конгрессмен Чарли Уилсон в исполнении Тома Хэнкса горит желанием помочь афганским моджахедам в борьбе против советских войск, которые, по правилам пропаганды времен холодной войны, насилуют, убивают, уничтожают все живое. Для помощи моджахедам Чарли Уилсон решает наладить в Египте и Израиле производство фальшивого советского оружия, чтобы затем передать его Пакистану.

В реальности:

В Египте действительно производились автоматы Калашникова. Но – по советской лицензии. И хотя во времена президентства Анвара Садата Египет отпал от советского блока, производство "калашей" в этой стране не связано с деятельностью американских конгрессменов. Да и Израиль контрафактно не производил советского оружия. Во время арабо-израильской войны 1973 года советское вооружение досталось израильтянам как трофей.

В фильме:

На фоне псевдодокументальных кадров приводится статистика советских потерь, вызванных появлением на вооружении у моджахедов ПЗРК "Стингер". Это в общей сложности 108 вертолетов и 89 самолетов всего за один год – с весны 1987-го по весну 1988 г.

В реальности:

Цифры советских потерь общеизвестны и находятся в открытом доступе. Общеизвестно, что за весь 1987 год советская армия потеряла 22 самолета, а в 1988 году – 12. Всего же за десять лет было потеряно 125 самолетов. При этом, если посмотреть статистику потерь, то можно заметить, что до появления на вооружении у моджахедов "стингеров" потерь в авиации было даже чуть больше.

Убийца здравого смысла

Негативные образы из кинофильмов очень живучи, токсичны и вирусны. Они и запоминаются лучше, и вызывают устойчивые ассоциации. Что бывает потом, мы видим на примерах демонизированных "плохих парней" из Ливии, Сирии, Ирака.

Новое поколение афганцев не знает своей культуры и нормальной жизни

Американский кинематограф дал миру много образцов хорошей работы. Магия Голливуда покорила весь мир. Магия, созданная профессионалами высшего класса. Но когда мастера производят пропагандистскую халтуру, их фильмы превращаются в убийц здравого смысла. Ведь далеко не каждый зритель воспринимает с юмором всю эту "развесистую клюкву". 

Нельзя сказать, что "клюква" осталась в прошлом. Новый виток противостояния сверхдержав вызвал появление новых пропагандистских киноподелок. Их производство – пока не массовое. Но нет-нет, а промелькнет в кассовом голливудском блокбастере плохой пьяный русский в военной форме и с бородой. А значит, новые "шедевры" еще впереди.