Судебный процесс по делу о гибели в учебном центре в Печах рядового Александра Коржича можно считать одним из самых громких за последние годы в Беларуси, такое мнение высказали эксперты в области уголовного права. Мать погибшего солдата смогла добиться того, что дело дошло до президента, были задержаны десятки военнослужащих, уволено начальство "учебки", и в стране открыто признали факты вопиющей дедовщины в войсках.
С чего начиналось
Тело рядового Коржича было обнаружено в начале ноября 2017 года висящим в петле в подвале медчасти учебной роты в Печах – там оно пробыло более недели. УСК по Минской области возбудило дело по статье "самоубийство".
Мать погибшего солдата Светлана Коржич добилась того, что дело о смерти ее сына получило большой общественный резонанс, им занялся центральный аппарат СК, были отработаны несколько версий, в том числе убийство и самоубийство, на первоначальном этапе задержаны десятки солдат и сержантов.
В итоге следователи и судебные эксперты пришли к выводу, что солдата в "учебке" довели до самоубийства, но повесился он сам. В качестве обвиняемых в суд пошли три сержанта, которые являлись командирами погибшего.
Большой зал
Для судебного процесса по делу о гибели рядового Коржича был выделен большой зал в здании суда Московского района Минска. Именно там в выездном заседании несколько месяцев шел процесс. Государственное обвинение поддерживали два прокурора.
В качестве потерпевших по делу проходили мать солдата и его бабушка, потерпевших от дедовщины со стороны обвиняемых – более 20 солдат-срочников из Печей. Кроме того, в зале регулярно присутствовали в профилактических целях военнослужащие из разных частей белорусской армии. На оглашение приговора по решению руководства Минобороны в зал суда были привезены более сотни срочников.
Реальные сроки
Коллегия по уголовным делам Минского областного суда назначила троим обвиняемым в доведении до самоубийства реальные сроки: Евгению Барановскому – 9 лет, Антону Вяжевичу – 7 лет и Егору Скуратовичу – 6 лет. Приговором остались недовольны обе стороны – как мать погибшего солдата, так и обвиняемые.
После оглашения приговора Светлана Коржич опять огласила свою позицию: она не верит, что ее сын сам повесился. Обвиняемые и их адвокаты назвали приговор незаконным и чересчур суровым и обжаловали его. Суд в свою очередь внес представление министру обороны и потребовал искоренить дедовщину в войсках. Как ожидается, в январе Верховный суд рассмотрит жалобу на приговор.
Дело Иванова
Эксперты назвали еще одним резонансным судебным процессом дело об убийстве, совершенном почти десять лет назад в Могилеве. Это дело президент Александр Лукашенко поручил пересмотреть, и оно было направлено на повторное расследование. Речь идет об убийстве в 2009 году жительницы Могилева Светланы Поддубской. Тогда по подозрению в совершении преступления был задержан ее молодой любовник Юрий Иванов. В 2010 году Могилевский областной суд вынес ему оправдательный приговор.
Все эти годы отец убитой женщины писал в разные инстанции и требовал задержать убийцу его дочери и привлечь к ответственности. В итоге ему удалось дойти до главы государства, которому положили на стол материалы дела, он поручил председателю КГБ Валерию Вакульчику заново расследовать это дело.
Иванов был задержан в Санкт-Петербурге, доставлен в Беларусь, суд признал его виновным в убийстве женщины и назначил ему 21 год лишения свободы. Иванов своей вины не признал, как и девять лет назад.
Смертные приговоры
Верховный суд Беларуси в 2018 году счел обоснованными и законными смертные приговоры в отношении четырех граждан Беларуси – двум "черным риелторам" из Могилева и двум жителям Минска, которые признаны виновными в убийстве трех человек с особой жестокостью.
Как сообщили правозащитники, "риелторов" Семена Бережного и Игоря Гершанкова, которые убили шесть человек, уже расстреляли.
Еще два смертника – 45-летний Александр Жильников и 23-летний Вячеслав Сухарко – ожидают исполнения приговора в СИЗО на улице Володарского в Минске. Они признаны виновными в убийстве молодой пары на улице Алибегова в Минске и пожилого мужчины в Колодищах.