Это в моем детстве были елки из шишек, желудей или крашеного картона, декорированные потеками клея и мелким глиттером из битых елочных игрушек. Елочки формата XXI века выглядят по-настоящему прекрасно: скрапбукинг, перья, стразы Сваровски, ракушки из Красного моря, сезаль и искусственный жемчуг, кружева и прочие недешевые чудеса из магазинов для хендмейда.
Собственно, чего брюзжу: вроде бы, радоваться надо, что качественный уровень произведений школьного творчества вырос. Но совсем не потому, что нынешние дети более креативные и созидательные. Скорее потому, что кошельки у родителей толще и тщеславия больше. Ведь давно уже все школьные конкурсы самодеятельности превратились в шоурумы отеческих амбиций.
Я, конечно, восторгаюсь мастерством некоторых мам, сумевших создать такие по-настоящему красивые вещи. На недавно прошедшей в Минске ярмарке хендмейда "Млын", признаюсь, были работы куда слабее. Но напомню: речь идет о работах учеников начальной школы. И ребенок, который (уж не знаю, куда родители там смотрят) попытался сделать что-то сам, выглядит просто жалко.
А еще, скажу я вам, испытываю я капитальный комплекс неполноценности. Ибо вся наша система образования рассчитана на маму, не обремененную рабочим графиком с 9 до 18. Это я заподозрила давно — еще в начальной группе детского сада. Когда, отпросившись с работы, в мыле приносилась без четверти шесть и под взглядами воспитательниц, похожих на громовержиц, на бегу упаковывала последнего из оставшихся детенышей.
Естественно, заядлой общественницей я тоже никогда не была по причине полного отсутствия времени. О том, что существуют мамы, созданные для организации утренников, экскурсий и выпечки тортов с лирическими надписями мастикой, я подозревала, но с ними не сталкивалась — только аккуратно сдавала необходимые для творческого полета средства. Ну и с трудом объясняла ребенку, почему наш старичок-лесовичок для конкурса такой колченогий на фоне искусно пошитой куклы-тильды, на которую у мамы ушла полноценная неделя рабочего времени. И никого не смущало, что в качестве детской поделки представлена вещь, профессионально сшитая взрослым человеком.
В школе мои комплексы получили идеальную питательную среду для размножения. Мой "Вайбер" полон учительских упреков о постоянно чем-то забытом, недосданном, не сделанном — то дневник домашнего чтения три дня не заполняли, то в общественной работе в виде обхода территорий школы дозором не участвуем. По школьным меркам я безнадежный родитель с нулевым потенциалом общественной полезности.
Но контрольным ударом "под дых" стали эти самые елочки. Я понимаю, что школа, конечно, сейчас совсем другая — и украшена совсем не бумажными фонариками и гирляндами, склеенными школьниками, а напротив, спонсорскими светящимися оленями и огромным надувным Дедом Морозом в фойе. И ставить возле всего этого великолепия колченогого лесовичка, неумело слепленного детскими руками, не комильфо — дизайнерские елки вызывают куда большее умиление у всех — от учителей и администрации до проверяющих всех мастей и рангов.
И всех устраивает это лукавство. На конкурсе детского творчества последним и не пахнет. И дети приучаются к естественности этой неправды — когда на "Степиной" елочке его — только имя и фамилия. И не напрягает, что стоимость комплектующих для "детского" предновогоднего творчества в разы выше цены призового кулька конфет. Но разве можно экономить на детях? И на родительских амбициях.