Еще пару недель назад жители Зельвы боялись потерять работу и дежурили у закрытых ворот склада на окраине райцентра целый месяц. А сейчас начали подавать в суд на бывшего нанимателя. Правда, даже если они выиграют суд и добьются выплаты положенных им компенсаций, вряд ли смогут получить свои деньги. Счета фирмы давно заблокированы, а все средства идут на погашение кредита банку.
Как получилось, что при продаже имущества частной фирмы никто не позаботился о сохранении рабочих мест в депрессивном регионе и не учел интересы простых людей, разбиралась журналист Sputnik Инна Гришук.
Склады ушли на погашение кредита
В центре скандала оказались складские помещения на окраине Зельвы. Это не маленький склад, а комплекс из 17 зданий и сооружений, расположенных на участке площадью более трех гектаров. Склады принадлежали частному предприятию, которое занималось хранением рапса и продуктов его переработки.
Летом недвижимость арестовали и продали на торгах в счет погашения кредита, по которому их владелец (ЗАО "Агробиоресурс") выступал поручителем. Проведением торгов занимался отдел принудительного исполнения главного управления юстиции Гродненского облисполкома.
В сентябре появился новый хозяин, он сменил замки в помещениях, замок на воротах и закрыл доступ на территорию складов. Люди верили, что в Беларуси смена собственника не должна привести к сокращению рабочих мест. Ведь на их стороне должен стоять и закон, и местный райисполком, который обязан следить за тем, что происходит в районе.
Месяц стояли у закрытых ворот
Но представитель нового собственника людей на их прежние рабочие места не пустил. Одна из женщин запомнила фразу, брошенную кем-то в их адрес: "Мы покупали недвижимость, а крепостные нам не нужны".
Пока вопрос о трудоустройстве находился в подвешенном состоянии, люди продолжали исправно приходить к закрытым воротам – боялись, что если этого не делать, то их могут уволить по статье за прогулы.
Поведение своих бывших сослуживцев объяснил один из бывших сотрудников складов. Главная причина в том, что в Зельве не так просто найти работу, поэтому за места стараются держаться до конца.
"Зельва — сложный регион. Работу найти можно, но зарплата будет 305 рублей в месяц (минимальная оплата труда — Sputnik) — это потолок. Мне предлагали такую, но я не пошел, потому что больше денег на обеды потрачу. Да вы почитайте объявления о работе. Например, в больницу требуется персонал, но больше чем на 0,25 ставки не берут. Это 70–80 рублей в месяц", — рассказал бывший сотрудник складов Павел Русак.
Что говорят новый и старый владельцы?
Как получилось, что при продаже большого склада в маленьком райцентре, где работа в дефиците, забыли о десятке людей, до сих пор никто объяснить не может. Прежний владелец был уверен, что сотрудники складов из Зельвы перейдут на работу к новому собственнику.
Покупатель – директор брестского ООО "Агропродукт" Олег Теслюк рассказал, что он только после поднятой шумихи узнал, что должен был кого-то взять на работу, так как покупал недвижимость на аукционе, организованном отделом принудительного исполнения. В условиях продажи вопрос о сохранении рабочих мест не значился.
"Я контакт держал с банком. Мы заплатили деньги, и банк отдал мне папку с пакетом документов. При чем тут люди? Хотя как можно продавать имущество с людьми, пусть и с рабочими местами? Это же склады, а не предприятие", — прокомментировал Теслюк.
Непонятным в этой истории оказалось и то, что при выставлении складов на торги в условиях продажи не был прописан пункт о необходимости сохранить рабочие места. Ведь продавался не маленький ларек, а крупный по меркам Зельвы объект. С позиции жителей Гродно, Бреста или Минска, где проще найти работу, десять человек – это немного. Но в шеститысячной Зельве другие реалии. Более того, люди в течение месяца приходили к закрытым воротам и стояли там целый день, но никто не поинтересовался, что там происходит.
Бывший работник: спрыгнуть хотели все
Один из бывших работников предприятия агроном Павел Русак высказал свое мнение о сложившейся в Зельве ситуации. Он убежден, что здесь столкнулись интересы двух конкурентов, которые занимаются покупкой и переработкой рапса.
Нынешний владелец зарегистрирован в Брестской области, прежний – в Минской. Склады на территории именно Гродненской области обоим нужны, чтобы иметь право покупать гродненский рапс, потому что есть негласное распоряжение – продавать рапс только в пределах области. Возможно, чтобы сохранять нужные показатели по переработке данного сырья.
У каждой из фирм есть свой штат сотрудников, работа которых не привязана к конкретному месту. Например, агрономы брестской фирмы регулярно ездили в Гродненскую область, сам Павел Русак – в Брестскую.
Собеседник добавляет: "Всем плевать на людей". И объясняет, что прежнему нанимателю зельвенские сотрудники теперь не нужны, потому что он после ареста и продажи имущества не работает. А новый собственник не хочет держать на складах около десятка человек, когда сезон закончен.
Люди пойдут в суд
Сейчас сотрудниками ЗАО "Агробиоресурс" числятся только трое жителей Зельвы. Несколько человек в середине октября расторгли контракты, когда наниматель предложил им продолжить работу, но не по месту жительства, а с переводом в Городею, кто-то уехал работать за границу.
Права работников взялись защищать юристы Гродненского областного объединения профсоюзов, которые помогают составить исковые заявления в суд оставшимся и уволившимся сотрудникам. Профсоюзные адвокаты требуют увольнения работников в связи с сокращением численности штата с выплатой всех причитающихся при увольнении денег, в том числе задолженности по заработной плате с учетом индексации, компенсацию за неиспользованный трудовой отпуск, выплаты, положенные при сокращении. В данном случае работники могут потребовать у нанимателя выплаты не трех, а пяти среднемесячных заработных плат.
Но, даже выиграв суд, вероятность получить деньги ничтожно мала. Ведь после ареста и продажи складов предприятие перестало работать, были приостановлены все расчетные операции, а поступающие на счета деньги списываются на погашение кредита. Сейчас на первом месте среди претендентов на выплаты стоит банк с многомиллионным кредитом.
Перед судами зельвенцам стало известно, что на балансе их бывшего работодателя по-прежнему числятся железобетонный забор, асфальтобетонное покрытие, 60-тонные электронные весы и электроподстанция. Они надеются, что именно то, что не ушло с молотка, поможет им начать новую жизнь.
Читайте также:
- Значительную часть положений Трудового кодекса обещают обновить
Идеалист на рынке труда: все ли профессии важны?
Минтруда предложило внести изменения в Трудовой кодекс
Скребут везде: Орша готовится к визиту президента