Недавно научный мир всколыхнуло неожиданное и скандальное известие: трое ученых решили поиздеваться над актуальным нынче трендом социальной справедливости и принялись писать намеренно лишенные смысла статьи, посвященные гендерным, расовым и прочим острым вопросам современности. Причем во всех статьях эти темы доводились до абсурда.
Например, предлагали рассматривать набор лишнего веса как "жиробилдинг" и считать его новым видом спорта. Или предсказывали, что главная опасность потенциального искусственного интеллекта – его заведомая маскулинность и империализм.
Предлагали заставлять белых студентов слушать лекции, сидя на полу закованными в цепи, чтобы они могли поставить себя на место темнокожих рабов прошлого.
И в качестве вишенки на торте – принятая к публикации глава из книги Гитлера, немного отредактированная с использованием современной терминологии борцов за справедливость.
Толерантность против фактов
Всего – 20 работ, из них семь были опубликованы, семь готовились к публикации, когда задумка была все же раскрыта. И только шесть отклонены. Причем целью атаки шутников были серьезные научные издания, щедро финансируемые и рецензируемые именитыми обладателями научных степеней. Как же так вышло, что в гуманитарных науках "модность" темы стала важнее ее фактической значимости, научности и содержания?
Реверансы в сторону меньшинств стали культурным трендом последних лет. Такое ощущение, что создатели компьютерных игр, сериалов и голливудских блокбастеров соревнуются в том, кто сильнее угодит "униженным и оскорбленным" слоям общества. Кто-то добавляет темнокожих персонажей в посвященные европейскому средневековью произведения, кто-то в своих фильмах противопоставляет гомосексуалистов и женщин традиционным белым мужчинам.
Дошло даже до того, что создатели одной игры, посвященной Древнему Риму, пытаясь оседлать модную волну, выпустили обновление для своего творения, которому уже исполнилось пять лет. В нем на смену типичным для той эпохи действующим лицам – белым мужчинам – приходят женщины и чернокожие. Бред, скажете вы? Борцам за социальную справедливость, видимо, так не кажется.
Наука не игрушка
Но, к счастью, индустрия развлечений все еще подчиняется старому доброму принципу "не хочешь – не плати", и, скорее всего, спустя некоторое время любители исторической достоверности и сторонники толерантности разойдутся по разным лагерям, наслаждаясь создаваемыми для своих групп продуктами. В конце концов, голливудские (да и любые другие) фильмы и так не особо блещут реализмом, так что от пары лишних ошибок хуже не станет.
Иное дело – наука, на которую сейчас замахнулись любители угодить меньшинствам. Она построена на совершенно других принципах и имеет кардинально отличающиеся задачи. Ее результаты должны быть корректными, объективными, а главное – применимыми. Иначе получается что угодно, но только не наука. И никакое желание загнать эту область в рамки толерантности не способно сделать истинными ошибочные положения. А ведь именно этого требуют представители меньшинств и им сочувствующие, не удовлетворенные обслуживающей их интересы голливудской "фабрикой грез".
Страдающая эффективность
Было бы не так страшно, если бы этот угрожающий тренд касался только общественных наук. В начале сентября критике феминисток подверглась математическая работа, автор которой предложил математическую модель, иллюстрирующую "теории повышенной изменчивости у мужчин". То есть то, что способности у мужчин распределены более широко, и среди них встречается больше и талантов, и бездарностей. Никакой предвзятости, чистая математика.
Тем не менее, статья была признана посягательством на права женщин и снята с публикации.
Если эта тенденция продолжится, то нынешнее торжество прогресса вполне может смениться новым средневековьем, когда европейская наука превратилась в придаток богословия, остановившись в развитии на много лет. И пока в европейских краях на научных диспутах всерьез обсуждали, сколько ангелов может уместиться на кончике иглы, генерацией новых знаний активно занялись на Востоке – именно оттуда берет свое начало большинство изобретений того времени. Тогда европейская цивилизация спаслась во многом благодаря физической удаленности от более передовых стран. Но сейчас, в мире, где многие тысячи километров преодолеваются людьми за считанные часы, а электрическими сигналами – за секунды, это может оказаться фатальным.
Так что, скорее всего, западные страны вскоре могут оказаться перед выбором – наука или социальная справедливость. И я надеюсь, что здравый смысл все же победит.