Новую систему оценки централизованного тестирования (ЦТ) чиновники попытались объяснить на текущей неделе. По новой методике уже считают баллы на репетиционном тестировании (РТ), а следующим летом ее используют и для оценки знаний десятков тысяч абитуриентов. Однако уже сегодня к ней появилось много вопросов.
Баллы в два раза выше
Известный минский репетитор по физике и математике Евгений Ливянт попросил своих учеников сделать "скриншоты" результатов репетиционного тестирования – где видно количество правильных ответов и итоговый балл. И обнаружил очень странную тенденцию.
Так, сдававший второй вариант по физике абитуриент ответил лишь на шесть вопросов из 30. Итоговая оценка – 55 баллов, что почти в два раза выше средних результатов по предмету на ЦТ-2018. Такой же результат получил еще один абитуриент – ответил на семь вопросов и получил 55 баллов.
"Для сравнения: в 2015 году на математике абитуриент правильно ответил на 15 вопросов. Итоговый балл – 41. Сегодня один ответил на 12 вопросов и получил уже 55", – пояснил педагог.
Единичным случаем такие результаты назвать нельзя: в "коллекции" Ливянта уже достаточно результатов, в которых при небольшом количестве верных ответов стоят неожиданно высокие баллы.
"Думаю, что баллы выросли на 20–30 пунктов за одно и то же количество решенных задач… Некоторым за 18 верных ответов дали по 68 баллов, хотя еще летом на ЦТ оценка была бы в два раза ниже", – обратил внимание он.
Ученики рады, учителя – нет
"Ученики, которые уже получили результат репетиционного тестирования, радуются, как и родители. Кто-то говорит: "Евгений Борисович, вы потрясающий педагог, за полтора месяца так "подняли"… Да не поднял я, в том и дело. Другие вообще бросают заниматься – думают, что и так наберут достаточное количество баллов. Третьи вообще переключаются на более "страшные" предметы, ту же физику, увидев свои результаты. Но они не отдают себе отчета в том, что проходные баллы в следующем году буквально взлетят", – предупредил педагог.
С проблемой, уверен Ливянт, столкнутся и выпускники прошлого года, которые хотели пробовать поступить с сертификатами ЦТ-2018 – они не выдержат конкуренции, если огромное количество абитуриентов легко наберет достаточно большие баллы.
"В самой худшей ситуации окажутся лучшие ученики: чтобы получить 90–100 баллов, нужно по-прежнему сделать почти все. Однако те, кто раньше набирал по 20–30 баллов, смогут рассчитывать на 50–70", – предупредил он.
Ливянт отметил: у педагогов, уже столкнувшихся с результатами подсчета баллов по новой системе, паника – многие дезориентированы и не знают, что делать.
Зачем такая система?
Если подобные результаты будут приходить и дальше, вопрос со справедливостью такой оценки знаний отпадает окончательно, уверены педагоги. Однако у Ливянта есть версии касательно того, зачем эту систему вводят.
"За что критикуют сильно Минобразования? За низкие "пороговые" баллы, у нас они на уровне в 15–20, хотя в том же Казахстане – 60. Теперь у всех баллы пойдут вверх, и пороговые у нас тоже можно так поднять – до 50. Сказать, что все хорошо", – уверен он.
"Дьявол" может крыться и в проблеме с проходными баллами на ряд специальностей, на которые регулярно также обращают внимание педагоги и журналисты.
"Проходные баллы на педагогические специальности, в силовые вузы, на многие технические и аграрные специальности очень низкие – на уровне в 120 баллов из 400. Теперь же они вырастут как минимум до 250. По сути, система ЦТ если не уничтожена, то находится на грани уничтожения из-за новой методики начисления баллов", – предупредил Ливянт.
Читайте также:
- Лайфхаки и ловушки ЦТ: повторите школьную программу и будьте бдительны
- Внутренние экзамены в вузы: отменят ли ЦТ?
- РИКЗ рассказал о новой системе оценки ЦТ