Брест — главный козырь Белорусской железной дороги: интервью с президентом "ОТЛК ЕРА"

В чем уникальность Бреста как железнодорожного терминала? Какое неотвратимое будущее ждет белорусскую ж/д-таможню? Читайте в материале Sputnik.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

МИНСК, 17 сен — Sputnik. Брест — ключевое звено железнодорожной инфраструктуры Беларуси, считает президент "Объединенной транспортно-логистической компании — Евразийского железнодорожного альянса" (ОТЛК ЕРА) Алексей Гром.

Общий успех: тысячный поезд проехал из Китая в Европу за 2018 год

ОТЛК ЕРА на паритетных началах учредили "Российские железные дороги", "Белорусская железная дорога" и "Казахстанские железные дороги". Железнодорожные монополии трех стран объединились ради того, чтобы связать две крупнейшие экономики мира — китайскую и европейскую. Благодаря сервисам ОТЛК ЕРА до четырехсот поездов в месяц следуют по территории трех стран со скоростью пассажирского поезда. Какую роль в китайско-европейском транзите играет Беларусь, Алексей Гром рассказал в интервью Sputnik.

Брестский потенциал

— Каким преимуществом обладает ваш белорусский партнер?

— Брестским транспортным узлом — это и партнер, и контрагент, и даже представитель акционера одновременно, ведь инфраструктура Бреста принадлежит нашему акционеру — Белорусской железной дороге. А еще Брест — это бывшие главные сухопутные экспортно-импортные ворота всего Советского Союза. В свое время именно этот транспортный узел обеспечивал наибольший объем товарооборота со странами Восточной и Западной Европы. Отсюда и его главные конкурентные преимущества: высокая пропускная и перерабатывающая способности. Это относится как к грузовым терминалам в самом Бресте, так и к железнодорожным подходам к ним.

Если в 2016 году мы считали, что максимальная перерабатывающая способность Брестского узла для сервисов ОТЛК ЕРА — 15-17 тысяч ДФЭ (стандартный объем грузового контейнера — прим. ред.), то в августе 2018 года мы переработали почти тридцать тысяч ДФЭ. При этом реконструкция брестского терминала еще не закончена. В следующем году мы планируем увеличить объем переработки контейнеров через Брест до 40-45 тысяч единиц в месяц.

Брест — главный козырь Белорусской железной дороги: интервью с президентом "ОТЛК ЕРА"

— Какие белорусские грузовые терминалы начала использовать ОТЛК ЕРА в 2018 году?

— Мы открыли регулярные сервисы через терминал на станции Брузги на белорусско-польской границе и провели тестовые перевозки через пункт перегруза Свислочь-Семеновка. Надеемся уже в скором будущем увеличить объемы перевозок и на этих направлениях.

Транзит развивает

— Почти в каждом вашем интервью и выступлении вы говорите о важности цифровизации таможни. Почему это так важно?

— Цифровизация транзита — это очевидное благо, оно напрямую влияет на скорость перевозки грузов. В современном мире весь процесс оформления перевозок должен перейти в "цифру". Это наше неотвратимое будущее, и мы можем либо ускорить его приход, либо продолжать работать в "бумажном" режиме до тех пор, пока это не станет невозможным.

Мы сильно продвинулись в вопросе цифровизации с белорусскими и казахстанскими коллегами, нам нужно сделать последний рывок. К сожалению, даже в тех местах, где уже внедрено цифровое оформление документов, бумага все еще главенствует над цифрой. К транзитным грузам все еще нужно прикладывать огромное количество дополнительной документации. Мы пытаемся убедить ответственные службы, что транзит требует упрощенного документооборота, и, кажется, вскоре ситуация изменится в нашу пользу.

— Поделитесь, пожалуйста, планами ОТЛК ЕРА на ближайшее время.

— Базовый план "А" — увеличить объемы транзитных перевозок. Но есть и план "Б" — еще больший рост. Мы поставили себе задачу увеличить количество перевезенных контейнеров до миллиона в год. Миллион контейнеров — это поезд каждый час, работа в режиме пригородной электрички. Для железной дороги это частота отправки поездов как, например, у крупного предприятия угольной или нефтеперерабатывающей промышленности. При этом доходность и эффективность перевозки контейнерных поездов тоже должна повыситься.

Брест — главный козырь Белорусской железной дороги: интервью с президентом "ОТЛК ЕРА"

Между Китаем и Европой по морю следует более 23 миллионов контейнеров в год, а по нашей евразийской железнодорожной инфраструктуре пока перевозится чуть более одного процента этого объема. Возможности нашей инфраструктуры позволяют в четыре раза увеличить этот объем, и мы можем и должны использовать этот потенциал.

— Чем деятельность ОТЛК ЕРА выгодна для стран, по территории которых проходит транзит?

— Работа ОТЛК ЕРА выгодна для наших акционеров, инфраструктурных железнодорожных компаний — Белорусских, Казахстанских и Российских железных дорог, так как она приносит хорошую доходность. Партнерство трех стран в ОТЛК ЕРА — это хороший индикатор рынка, показатель того, как транспортные индустрии нескольких стран могут быть объединены для достижения конкретных целей.

Брест — главный козырь Белорусской железной дороги: интервью с президентом "ОТЛК ЕРА"

Рост объема перевозок напрямую влияет на экономический и даже социальный рост страны, по территории которой проходит транзит. Благодаря развитию железных дорог растут предприятия машиностроения, строительной индустрии, компании по ИТ-сопровождению производств — список можно продолжать. Железнодорожные проекты объединяют страны, компании и людей. Это, в свою очередь, приводит к повышению конкурентоспособности стран в целом и росту благосостояния их граждан.