МИНСК, 21 авг — Sputnik. Солдаты-срочники продолжают давать показания о фактах неуставных отношений в учебном центре в Печах. Минский областной суд в выездном заседании продолжает рассмотрение уголовного дела о гибели рядового Александра Коржича, передает корреспондент Sputnik во вторник из зала суда Московского района Минска.
Палку салями так и не вернул
Первым в суде был допрошен рядовой Эдуард Казека. Он рассказал, что его командир сержант Антон Вяжевич отпускал его в магазин с условием, что тот купит ему продукты питания и сигареты.
"После занятий Вяжевич спрашивал, кто хочет пойти в магазин, я поднимал руку, он отпускал и говорил, что ему купить. Иногда называл перечень продуктов", — сказал Казека.
Казека признался, что покупал для Вяжевича пакетики кофе, вафли, сухарики, майонез, пирожные, сигареты, вермишель быстрого приготовления, мороженое, пиццу. По его словам, аналогичные продуты покупали для сержанта и другие солдаты-срочники.
Солдат добавил, что в начале службы отпрашивался у сержанта Вяжевича в магазин практически каждый день.
Он также рассказал, что были случаи, когда он откупался от хозяйственных работ. По его словам, он платил несколько раз Вяжевичу по 2,5 рубля за то, что он освобождал его от хозяйственных работ.
А однажды вместе с еще одним солдатом-срочником они заплатили Вяжевичу 5 рублей за то, что он их освободил от физподготовки.
Также солдат рассказал о случае, когда Вяжевич отнял у него палку колбасы, которую он привез из дома.
"Вяжевич сказал мне: "Покажи, что в пакете". Я показал, он выбрал колбасу салями. Я сказал: "Давайте пополам поделим". Он согласился, но ушел и не вернулся и колбасу не принес", — сказал солдат Казека.
Просто курил в стороне
Отвечая на вопрос прокурора Юрия Шерснева о том, как ему удавалось не ходить на хозяйственные работы вместе со всеми, Казека рассказал:
"Задачи перед взводом ставил старшина, я присутствовал на разводе, когда определяли людей, кто где будет работать, а потом просто уходил в строну, курил, больше ни у кого не отпрашивался, достаточно, что Вяжевич был в курсе". По словам рядового, конфликтов с солдатами из-за того, что все работали, а он нет, у него не возникало.
Казека рассказал, что сержанты также несколько раз его отправляли на "прокачку" после отбоя.
Перепутал звание
В суд пришел отслуживший в армии уроженец Харькова Аль-Атавнех Ахмад-Артур Рафат, его допросили как потерпевшего по делу.
"По поводу сержанта Барановского ничего сказать не могу. Он был нормальным сержантом. А вот по поводу Скуратовича — был инцидент", — рассказал он.
Потерпевший рассказал, что, когда стоял на тумбочке дневальным, позвал Скуратовича к телефону и назвал его не младшим сержантом, а рядовым.
"Он завел меня в комнату хранения инвентаря, ударил, попытался заставить облизать ершик", — сказал потерпевший. Ему пришлось извинятся перед Скуратовичем за эту ошибку. Тот конфисковал у него телефон, требовал купить пиццу и положить ее в тумбочку.
Отвечая на вопросы о Коржиче, потерпевший сообщил, что видел, как он подходил к сержанту Вяжевичу и жаловался на боли в сердце.
По словам солдата, после гибели Коржича ходили разные слухи: кто-то говорил, что это самоубийство, другие утверждали, что над ним издевались.
Обвиняемые спокойно слушают допрос солдата, один из них, Егор Скуратович, постоянно делает пометки в блокноте. В зале суда присутствует мать погибшего солдата Коржича, она, как и солдаты-срочники, является потерпевшей по делу.
Обвиняемыми в доведении до самоубийства проходят трое сержантов.
23-летний Евгений Барановский обвиняется по частям 1 и 2 статьи 430 ("Получение взяток"), по ч. 3 ст. 455 (злоупотребление властью), ч. 1 ст. 205 ("Кража"), 22-летний Антон Вяжевич — по частям 1 и 2 ст. 430 и по ч. 3 ст. 455, 20-летний Егор Скуратович — также по частям 1 и 2 ст. 430 и по ч. 3 ст. 455.
Расследование уголовного дела по факту гибели военнослужащего срочной службы 72-го Объединенного учебного центра рядового Коржича длилось более полугода, дело включает в себя десятки томов.
3 октября 2017 года в подвале в учебной части в Печах было найдено висевшее в петле тело солдата срочной службы Александра Коржича. Следственный комитет возбудил уголовное дело. Были допрошены сотни свидетелей, десятки должностных лиц отстранены от работы, уволены из Вооруженных сил. Расследование уголовного дела находилось на личном контроле президента страны. Судебные слушания начались 8 августа в Минске.