Топ-5 случаев вандализма в отношении известных произведений искусства

Произведения искусства периодически страдают от вандалов: "Данаю" Рембрандта обливали кислотой, "Мону Лизу" да Винчи забрызгивали краской, а в "Фонтан" Дюшана помочился один из почитателей его творчества.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

МИНСК, 26 мая – Sputnik. Мужчина накануне вечером в Третьяковской галерее повредил картину Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года".

Мужчина повредил картину "Иван Грозный и его сын Иван" в Третьяковке

Вандал, порвавший картину Репина: не пью, а тут выпил 100 грамм, и накрыло

Sputnik решил вспомнить, какие еще известные произведения искусства пострадали от вандализма, и составил топ-5 самых громких случаев повреждения картин и скульптур.

Вандалы против Рембрандта

От рук вандалов страдали сразу два полотна голландского художника: "Даная" и "Ночной дозор".

Картину "Даная", находившуюся в Эрмитаже, в 1985 году облил кислотой психически нездоровый безработный из Каунаса Бронюс Майги. Он принес с собой в музей нож и банку с серной кислотой. Сначала он два раза ударил по полотну ножом, а после облил его кислотой. Химическая жидкость уничтожила 27% картины, над ее восстановлением реставраторы работали на протяжении 12 лет.

Художник-реставратор Александр Рахман работает над восстановлением картины Рембрандта Харменса Ван Рейна "Даная".

"Ночной дозор", выставляющийся в Государственном музее в Амстердаме, и вовсе трижды страдал от рук арт-хулиганов. Впервые на полотно с ножом в 1911 году набросился бывший корабельный кок, но он не сумел нанести картине серьезных повреждений. Второе нападение с ножом произошло в 1975 году: мужчина повредил полотно якобы по приказу Иисуса Христа, после этого его отправили в психбольницу. В 1990 году на "Ночной дозор" покусились в третий раз: пациент психиатрической лечебницы облил картину серной кислотой. После этих нападений картину удалось восстановить, однако следы от ножа можно рассмотреть до сих пор.

Посетители у картины Рембрандта "Ночной дозор" на выставке Государственного музея "Рейксмузеум" в Амстердаме.

Многострадальная "Джоконда"

Сейчас "Мона Лиза" Леонардо да Винчи, вероятно, является самым охраняемым произведением искусства в мире, но ранее на нее неоднократно нападали вандалы.

В 1956 году неизвестный мужчина бросил в картину камень, из-за чего пострадала краска на левом локте "Джоконды". К счастью, пострадавший участок удалось отреставрировать.

Посетители у картины Леонардо да Винчи "Мона Лиза" в Лувре.

В 1974 году женщина, протестующая против запрета посещения выставки с "Моной Лизой" для инвалидов в Национальном музее Токио, забрызгала картину красной краской из пульверизатора. Реставраторы оперативно привели полотно в порядок.

В 2009 году россиянка бросила в самое известное творение Леонардо да Винчи фарфоровую чашку, приобретенную ею в сувенирной лавке Лувра. Однако в этот раз картина не пострадала.

К тому же, в Джоконду неоднократно стреляли, но от повреждений ее защищало пуленепробиваемое стекло.

Расправа над "Венерой с зеркалом"

Картина Диего Веласкеса "Венера с зеркалом" также была порезана. В 1914 году в Лондонской Национальной галерее известная суфражистка Мэри Ричардсон семь раз ударила по полотну ножом для разделки мяса. 

Картина Веласкеса "Венера с зеркалом"

Женщина объяснила свой поступок протестом против произошедшего накануне ареста лидера суфражисток Эстеллы Панкхерст. "Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины античных мифов, чтобы выразить протест правительству, уничтожающему Панкхерст", – объяснила мотив нападения Ричардсон.

Кроме того, нападавшая призналась, что ее возмущало то, что на обнаженную Венеру каждый день приходят смотреть мужчины. 

Реставраторы хорошо потрудились над полотном, и его удалось полностью восстановить.

Помочился в "Фонтан"

Самый известный реди-мэйд Марселя Дюшана – писсуар с подписью "Р. Дурак" под названием "Фонтан" также неоднократно привлекал к себе внимание арт-хулиганов. В последние десятилетия выставляются дубликаты оригинала, потому что писсуар оценивается в сумму более 3 миллионов евро, и его берегут. Поэтому от вандализма страдали копии.

В 1993 году на выставке в городе Гим на юге Франции в "Фонтан" помочился француз Пьер Пиночелли. Тогда он оправдал свой поступок желанием встряхнуть радикальное искусство, которое в последнее время стало слишком догматичным. "Я его освежил и обновил, я внес нечто новое, с чем бы согласился Дюшан", – сказал мужчина.

Реди-мэйд Марселя Дюшана – писсуар с подписью "Р. Дурак" под названием "Фонтан".

В этом же году "подвиг" француза повторил южноафриканский артист Кенделл Гирс во время выставки в Венеции. В 1999 году в писсуар помочился шведский артист Бьерн Кьельдтофт на выставке современного искусства в Стокгольме.

В 2006 году все тот же Пиночелли повредил "Фонтан" Дюшана молотком в Музее современного искусства – Центре Помпиду в Париже. За это его приговорили к условному тюремному заключению сроком на три месяца и штрафу размером в 214 тысяч евро.

"Русалочка" без головы

Статуя персонажа сказки Ганса Христиана Андерсена, созданная Эдвардом Эриксеном, является символом Копенгагена и одной из самых популярных туристических достопримечательностей столицы Дании. Власти города неоднократно собирались перенести "Русалочку" подальше от берега в море, потому что она постоянно становится жертвой хулиганов.

Скульптура Бертеля Торвальдсена "Русалочка", установленная в гавани города Копенгагена

Два раза "Русалочка" оставалась без головы – в 1964 и в 1998 годах. Вандалы просто воровали эту часть тела статуи. В 1990 году еще одна попытка кражи была пресечена. 

В 1984 году статуя потеряла руку, но, к счастью, ее вернули на место через два дня. В 2003 году "Русалочку" снесло с ее камня взрывом.

Кроме того, символ Копенгагена много раз пачкали краской, один раз статую укутали в паранджу. А в 2006 году произошел случай, который очень возмутил горожан: хулиганы вложили в руку "Русалочки" секс-игрушку.

Случаев арт-вандализма в Национальном художественном музее РБ не было