Символами европейских кинофестивалей стали геральдические элементы городов, в которых эти фестивали проводятся: берлинский медведь, венецианский лев (как символ евангелиста Марка, покровителя Венеции), каннская пальмовая ветвь…
Гонорат и мертвый остров
В Каннах ее изображение можно видеть почти везде, от флагов и плакатов до асфальта набережной Круазет. Но пальмы в Средиземноморье — это все равно что березы в наших широтах. Так почему же ветвь этого дерева стала символом города, растиражированным в миллионах вариантов?
Ответ кроется в том, кто именно был в этих местах тем самым победителем, который первым вознес пальмовую ветвь как символ всепобеждающего чуда. Имя этого человека — Гонорат, а удивительная победа была одержана им во втором десятилетии V века от Рождества Христова. Ему исполнилось тогда чуть более 45 лет…
Гонорат был одним из тысяч христианских подвижников ранних времен. Как и все они, он стремился к уединению и хотел втайне совершать свои духовные подвиги. Позже на его погребении будет сказано: "Если саму любовь можно было бы выразить наглядно, то, кажется, ее следовало бы изобразить в честнейшем лице Гонората". Такие люди об уединении могут только мечтать… Тогдашние обитатели Лазурного берега очень любили его и находили везде, куда бы он ни пытался скрыться. Даже когда Гонорат бежал на одну из гор близлежащего массива Эстерель, его пещеру нашли и там. И тогда он решился на безнадежное дело и переправился на мертвый остров, который вызывал ужас при упоминании.
Это сейчас остров святого Гонората — райский уголок, меньший из двух Леринских островов, расположенный прямо напротив нынешних Канн, до которого от побережья рукой подать. А тогда остров был жутким местом: источника пресной воды практически не было, зато ядовитыми змеями этот клочок суши буквально кишел. По преданию, которое (с тех пор!) передается в этих местах, Гонорат взмолился Богу о помощи, и змеи разом перемерли. На средиземноморской жаре их тела стали разлагаться, ужасный смрад помрачал разум и отравлял кровь. Но Гонорат верил, что Господь продолжит Свое дело, если человек останется тверд в своем подвиге. Он решил не покидать остров и продолжать молиться до тех пор, пока будет оставаться в живых.
И тогда Ангел велел ему взобраться на самую высокую пальму и ждать… Вскоре огромные волны прокатились через остров и смыли с него всю нечистоту. Спустившись на землю, Гонорат прославил Творца, держа в руке широкую пальмовую ветвь как знамя победы Бога и человека над мерзостью запустения. И стал развивать плоды победы. Он разыскал и открыл источники воды, вскоре к нему стали стекаться монахи, и на острове был основан Леринский монастырь, существующий по сей день.
Гонорат стал священником, а за два года до смерти — епископом города Арля. Когда его погребали, в надгробной проповеди прозвучали такие слова: "Не было никого, чьи беды, достигнув его, продолжались бы после этого, а не находили бы в нем свой конец". Кто в теме, тот понимает, какое это счастье — встретить такого человека хоть раз в жизни.
Как мы встретили святого Гонората
На своем жизненном пути мы с семьей встретили святого Гонората в 2012 году, спустя полторы тысячи лет после его кончины. И потом нигде не могли найти его иконы! Благочестивые изображения в западном стиле есть, а иконы в православной традиции, похоже, тогда нигде не было… И мы решили заняться ее созданием. Прежде всего, сфотографировали на острове старинную скульптуру святого Гонората, где он изображен таким, каким его описывает предание и очень цепкая память земляков.
В православной иконописи блаженные могут изображаться с цветком в руках, как, например, наша Валентина Минская. В скульптуре на острове Гонорат представлен таким, каким он был до рукоположения в священный сан. А епископы всегда изображаются с Евангелием и в архиерейском облачении, как, скажем, святитель Николай Мирликийский. Поэтому белорусская иконописец Ирина Кимпель-Панкевич, с которой нас связывают годы дружбы и сотрудничества, совместила в образе святого Гонората оба периода его подвигов: монашеский с пальмовой ветвью и епископский с Евангелием.
В 2015 году мы вновь были в Леринском аббатстве. Один образ подарили братии монастыря, другой — Свято-Михаило-Архангельской православной общине в Каннах, а третий нашел свое место в пещере святого Гонората в горах Эстерель.
На острове мы постоянно встречали детей младшего и среднего школьного возраста, в руках у которых были кресты из небольших веточек, которые они сами только что изготовили. Это была не просто школьная экскурсия: дети не выпускали свои самодельные кресты из рук даже на катере, когда возвращались в каннский порт на закате дня. В наших глазах увиденное было современным "крестовым походом детей", — походом за своей христианской идентичностью, национальным достоинством и подлинным смыслом европейской истории.
Галльский святой на русской земле
…Вернувшись с острова, мы шли домой по бульвару Круазет и вдруг замерли, как будто молния ударила: перед нами стоял золотой Ангел с пальмовой ветвью в высоко поднятых руках! Это была композиция известного российского скульптора ПетраСтронского, открытая 13 января 2014 года. На ее основании написано: "Народу Франции от народа России в столетнюю годовщину союзнических отношений в Первой мировой войне, 400-летия Дома Романовых и в год столетия отеля "Carlton", в знак взаимного уважения и дружбы".
А дальше случилось то, о чем мы не предполагали, но что обязательно должно было когда-то произойти! 9 марта 2017 года решением Священного синода Русской Православной Церкви имя святителя Гонората, епископа Арльского было внесено в месяцеслов РПЦ с установлением памяти 16 января (29 по новому стилю), что означает общецерковную канонизацию. В конце этого же года в Национальном художественном музее Республики Беларусь прошла выставка "Святые неразделенной Церкви", где был представлен образ святителя Гонората. Правда, без пальмовой ветви…
Кстати, частица мощей святого Гонората, покровителя Прованса и, в особенности, Лазурного берега Франции сохраняется в Свято-Одигитриевском монастыре "Зосимова Пустынь", что на территории Новой Москвы. Там 29 января нынешнего года впервые было совершено празднование в честь этого галльского святого.
Послесловие
Обретя молитвами и старанием Гонората пресную воду, монахи заложили на острове обширные виноградники и стали делать превосходное вино. В винодельческой Франции вина Леринского аббатства относятся к продукции наивысшего качества. Представитель монастыря в 2011 году посетил Москву, где не только поклонился святыням Троице-Сергиевой Лавры, но и представил вино святого Гонората на деловом рауте в отеле "Балчуг Кемпински"…
Так, добытая святым отшельником полтора тысячелетия назад вода все это время (с историческими перерывами) превращается в вино: не чудо ли?