Чемпионат мира по хоккею 2018 года, имеющий датскую прописку, уже почти с нами. В пятницу в Копенгагене и Хернинге состоятся первые матчи, в том числе с участием белорусов, соперником которых станут шведы.
Заимствование у Гамлета
Апрельская подготовка к форуму на родине принца Гамлета почти сроднила нашу хоккейную дружину со знаменитым вопросом этого культового персонажа в творчестве Шекспира: "Быть или не быть?" Или в варианте новояза — "бить или не быть?" В нем, вопросе, вся актуализация текущего момента.
Действительно, напутствуя в среду сборную и тренерский штаб Дэйва Льюиса перед вылетом в Копенгаген, каждый из нас мог проникнуться пафосом момента и сказать торжественные слова о "серьезных задачах" и "высоких целях". Но подспудно, если не лгать самим себе, мы озабочены лишь одной перспективой: как бы сохранить место в элитном дивизионе мирового хоккея.
А то ведь по-настоящему "страшно, аж жуть!", как пел Владимир Высоцкий. Особенно бросает в дрожь, когда начинаешь осознавать еще и такую неутешительность: если вдруг случится глобальная неудача, то, утратив, потом можно долго не находить потерянное и прозябать, не возвращаясь наверх. Застрять во втором дивизионе, что зовется "предэлитой" и где на следующий год уже прописаны те же словенцы и венгры с казахстанцами, наносившие белорусам очень досадные и шокирующие поражения.
А ведь если отталкиваться от тех ощущений, что оставил в наследство апрель, то в мае белорусской команде придется изрядно маяться для решения задачи уберечься в высшем свете. Все спарринги и все тренерские ходы/действия/предпочтения, включая формирование состава, отнюдь не способствовали укреплению уверенности в успехе миссии "сохранения". А значит, тот же стартовый матч со шведами, как и остальные баталии с дружинами, что априори обладают более высоким исполнительским классом, второстепенны по своей турнирной сути.
Разумеется, хочется замахнуться и на "Тре крунур", и на россиян с чехами, но внутренний голос заставляет сдерживаться, не распыляя эмоции: "Погодь, погодь! Обойдись без кипиша! Главное — быть удачливыми во втором поединке чемпионата с французами и в последнем испытании с австрийцами. А в остальном — как бог даст".
Немного о "гадких утятах"
Было бы кому и за что давать! Но если ныне впасть в ничем не подкрепленную эйфорию, метя проникнуть в плей-офф, то риски попасть впросак возрастут многократно. Да и вообще, такие мечты закрутят голову винтом, что в нынешней ситуации "страшнее ядерной войны". Только трезвая самооценка, позволяющая четко определиться с достоинствами и недостатками, поможет белорусам не затонуть вблизи знаменитой копенгагенской Русалочки.
И если все эксперты в один голос, словно отлично спетые хористы, призывают к упрощению хоккея белорусской сборной, признавая, что сложные и оригинальные формы ей не по плечу и не по нраву, то и в фантазиях, увы, надо не шибко отрываться от грешной земли. Хотя…
Гамлет — это, конечно, Гамлет, то есть принц датский. Но страна — хозяйка Чемпионата мира-2018 славна не только этим вымышленным персонажем, богатым на внутренние противоречия. Вспомним о Гансе Христиане Андерсене — реальной фигуре, хоть нынче и наиболее легендарном символе Дании. Мы его знаем в основном как сказочника, что уже настраивает на определенный добрый лад. А когда вспомнишь некоторые творения Андерсена, то вообще кровь быстрее начинает бежать по венам, будоража сознание внезапной инъекцией позитива.
Взбадривают сказки Ганса Христиана, определенно взбадривают! Ведь истории о гадком утенке и стойком оловянном солдатике — это как инструкции для белорусской сборной в Копенгагене. В то же время, перечитывая "Новое платье короля", невольно можно предвкушать, что те же шведы позволят крикнуть по окончании баталии: "А фаворит-то голый!"
И разденут потенциальных хоккейных королей, естественно, белорусы. Однако! Мы же договаривались не впадать в раж настроения "закидаем шапками"! Не тот у нас самих нынче статус, чтобы кого-то чем-то закидывать. Немного отдали дань эксплуатации принципа "не перегнешь — не выпрямишь", и будет. Достаточно.
В конце концов, чужим ртом сыт не будешь, а отправляем мы в Копенгаген нашу сборную с рисками "атакующей дистрофии". В дни апрельской голевой диеты каждое взятие ворот соперников в дежурных спаррингах воспринималось как чудо расчудесное, и, скорее всего, ничего в этом отношении на самом Чемпионате мира не изменится.
Впрочем, необходимо понимать, что нельзя ставить знак равенства между фразами "каждый получает то, что он заслуживает" и "каждый получает то, чего он добивается".
Иногда добиться можно значительно большего, чем заслуживаешь в канонической системе координат. В хоккее так случается сплошь и рядом, причем за примерами далеко ходить не надо. Вспомните хотя бы о сборной Германии, которая на недавних Белых играх в Южной Корее едва не стала олимпийским чемпионом. По следам того немецкого "прорыва в Азии" сказано и написано немало.
В том числе и в Беларуси, причем на уровне, являющемся высочайшим. А ведь не секрет, что хоккейные форумы всегда находятся под особым контролем Александра Лукашенко, известного своим острокритическим настроением даже в те дни, когда весь хоккейный бомонд готовился принимать поздравления и почивать на лаврах.
Как будет на сей раз? Год назад после турнира в Париже, даже удержавшись в элите, белорусский хоккей потерял своего лидера Игоря Рачковского, уступившего председательское место Семену Шапиро…
Ведьма черта не страшнее!
Наверное, так и есть! Более того, в Копенгагене белорусам опаснее всего заразиться вирусом паники, постоянно терзая себя вопросом "что же будет, если?" В конце концов, семи смертям не бывать!
Недостатки нынешней белорусской сборной очевидны для каждого болельщика. У нас просто нет по-настоящему классных мастеров, отчего "проседают" все линии — вратарская, оборонительная, атакующая. Последняя прежде всего. Думаем медленно и стереотипно, а значит, автоматически теряем скорость на льду. Отсюда и призывы к упрощению: дескать, делай, что можешь, и будь, что будет.
Но ведьма черта не страшнее, и одно осознание этой простой истины должно помочь нам совладать хотя бы с французами и австрийцами в ключевых баталиях чемпионата. Те тоже не хоккейные боги, а у белорусов есть свои обожженные горшки, то есть козыри. В том числе психологического толка.
Во-первых, руководство федерации не выбросило на поруганье прессе из окон "хоккейного дворца" наставника Льюиса, какие бы спорные решения он ни принимал. Конечно, нет никакой страховки от провала, но пока вера руководства в мистера Дэйва должна консолидировать команду. В качестве иллюстрации — ответ Мао Цзэдуна на просьбу из Москвы осудить Сталина: "Мы потеряем тогда лицо… А потом потеряем власть… Ибо зачем нам власть, если мы потерям лицо?" Так вот, Шапиро, априори сделавший ставку на Льюиса, лица пока не потерял.
Во-вторых, чемпионат мира — это соревнование, которое устроено так, что все надо делать вовремя или не делать совсем. Апрельские спарринги в этом отношении как ленинские апрельские тезисы: они избавили белорусов от всех иллюзий на свой собственный счет, в чем есть позитивное начало. Теперь почти все зависит от Льюиса, чтобы он сам жил в боевом настроении и передал его хоккеистам. Как говорил один из героев братьев Стругацких: "Ты стонешь, я стенаю, а стонать должна эта сволочь, а не мы с тобой".
В-третьих, отступать белорусским хоккеистам, включая канадцев Лингле и Платта, некуда. За последнее время они услышали о себе столько негативных мнений, уничижительно-болезненных характеристик и незавидных интерпретаций ближайшего будущего — не пересчитать.
А когда из публикации в публикацию муссируется мысль, что для описания ничтожности этих игроков во Вселенной не существует понятия, то у каждого нормального человека возникает желание выкрикнуть: "Нечего арапа заправлять! Все не так, все по-другому!"
А, выкрикнув, начать с утроенной энергией стремиться прыгнуть выше голов. По крайней мере, голов соперников, чай французы, австрийцы, да и швейцарцы со словаками не такие уж Голиафы.
Надо, обязательно надо рваться в герои, к "посмертной славе". Тщеславие движет миром, и оно должно пробудиться у наших хоккеистов. "Затюканные апостолы" в Копенгагене не нужны, при всем уважении к отечественной драматургии.
Наконец, в-четвертых, за белорусов нынче календарь турнира, который на двух предыдущих чемпионатах мира безжалостно измывался над нашей сборной. В Петербурге и Париже мы начинали серией матчей с фаворитами, чтобы, привыкнув к амплуа "мальчиков для битья", затем проигрывать венграм в 2016-м и французам в 2017-м.
В Копенгагене все гораздо терпимее. Дебют против шведов — это шанс "половить рыбку в мутной воде", благо соперник может быть не собран, не сыгран, да и про "комплекс Сало" забывать нельзя. В любом случае, белорусы хорошо потренируются перед субботней важнейшей дуэлью с французами. А тот факт, что у "трехцветных" будет на несколько часов больше времени на отдых, не должен иметь решающего значения на старте турнира.
Если удастся одолеть прямого конкурента в борьбе за сохранение прописки в элите, то настроение резко пойдет в гору, что, возможно, позволит зацепить россиян, швейцарцев или чехов. Если не в результате, то за живое. А на финише группового турнира белорусов ждут словаки, чья мотивация к тому времени может иссякнуть (им, хозяевам ЧМ-2019, вылет не грозит), и австрийцы. Отличный календарь!
Правда, только при условии более или менее вразумительного хоккея в нашем собственном исполнении. Но почему бы горизонтам не распахнуться перед нами? Пусть даже и в режиме "ни с того, ни с сего"?