Единственный фильм, который смог "подвинуть" на прошлой неделе в американском прокате новинку Стивена Спилберга — хоррор "Тихое место", снятый известным по сериалу "Офис" актером Джоном Красински. Конечно, на самом деле Красински был "усилен" продюсером Майклом Бэем ("Армагеддон", "Трансформеры"), да и сам он имеет опыт работы над фестивальными лентами — продюсировал оскароносного "Манчестера у моря". Громкую премьеру оценил колумнист Sputnik Евгений Казарцев.
Вроде бы конвенция, вроде бы и нет
У любого жанрового кино, как и у литературы, есть своя конвенция. Грубо говоря, в любом детективе всегда есть труп и тот, кто ведет расследование, в фэнтези — борьба добра и зла, а в хорроре — нечто загадочное, необъяснимое и внезапно набрасывающееся.
"Тихое место" начинается так: 89-й день (после чего — зритель догадывается сам), и сохраняющая гробовое молчание семья собирает все необходимое в заброшенном магазине. В городе — ни души. По пыльному полу бегает мальчик лет трех. И вот камера отъезжает в сторону — плохой режиссер со звуковым эффектом показал бы здесь неведомое чудище. Но Красински не показывает ничего — семья собирается, уходит.
Действие "Тихого места" разворачивается в постапокалиптическом мире, о котором нам остается только догадываться по вырезкам газет и общему контексту: невесть откуда появились смертельно опасные монстры, реагирующие на звук. К 89-му дню, который используется в фильме вместо пролога, людей почти не осталось, а выжившим приходится быть максимально осторожными — и не издавать ни звука.
Интересно то, что большая часть фильма — в гнетущем и молчаливом ожидании опасности. Замирает исполнительница главной роли Эмили Блант — замирает и зритель, настороженно смотрит куда-то играющий сам у себя Красински — то же самое делает и зритель. У созданной в "Тихом месте" смутной атмосферы тревоги и страха перед неизвестным есть не только эстетическая функция. Удивительно, но фильм, в котором почти не говорят, заставляет замолчать зрителей в кинозале — даже тех, кто, вооружившись килограммовыми упаковками попкорна, комментирует все происходящее на экране.
Как таковых скримеров, постоянного действия в кадре и тонн крови в "Тихом месте" нет, вместо этого — глубокая психология персонажей и по-настоящему отличная игра и Блант, и Красински, и исполнителей ролей их детей.
Будьте добры, потише
Выгодно отличается "Тихое место" от многих фильмов ужасов именно своей интеллектуальной составляющей. Во-первых, она здесь есть. Снято все не только для запугивания зрителя и хлипкой идеи а-ля "любовь спасет от всего", но и как метафора мира, в котором мы все живем.
В эпоху победившего Трампа и проигравшего здравого смысла, когда многие всерьез начинают говорить о ядерной войне и волнах терактов в мире, внимание в фильме — на простой семье. Они живут, хотят любить друг друга и радоваться мелочам, но стоит им издать звук — сразу прибежит жуткое чудовище и всех убьет. Поэтому приходится быть как можно более тихими, прятаться от мира и создавать свои методы общения.
Конечно, для "отыгрывания" бюджета и продюсерских надежд в конце фильма приходится добавить и больше действия, и любимый в жанре открытый финал — но даже от этого "Тихое место" не становится хуже.
Редкий зверь
Голливуд сейчас выпускает один-два хороших фильма ужасов в год — на фоне сотен проходных и откровенно нелепых. Если в прошлом году чем-то порадовали "Оно" и "Прочь", то в этом — "Тихое место".
Конечно, можно посетовать на малое количество скримеров и нагнетания страха — но тогда обратите внимание на трейлер российского ужастика "Русалка", который показывают прямо перед "Тихим местом". И будет вам разница: хоррор курильщика и хоррор здорового человека, как говорится.
Получило "Тихое место" и необычайно высокие для жанра отзывы и оценки — 95% на Rotten Tomatoes и 8,2 на iMDB, а критики уже говорят: Красински станет по-настоящему большим режиссером. Продолжается успешное шествие по кинотеатрам мира, а по обсуждаемости у ленты равных в апреле нет. Поэтому, если вы хотите дозу ужаса и размышлений — тоже сходите на картину. Только дышите потише.