МИНСК, 27 мар — Sputnik. Платных парковок становится все больше в центре Минска. Но большинство автомобилистов не горят желанием платить за стоянку. Поэтому либо ставят авто не по правилам — на тротуарах, зеленых зонах или пешеходных переходах, а если и заезжают на платную парковку, стараются не оплачивать ее, если поблизости нет инспектора.
Зачем нужны платные парковки, как отслеживают неплательщиков и какое наказание им грозит, корреспондент Sputnik выяснила у директора ГУ "Парковки столицы" Олега Лещинского.
Семь способов оплаты
Все платные парковки Минска работают в режиме предоплаты. Исключение составляют только закрытые парковки со шлагбаумом, которые работают в автоматическом режиме — там водитель вносит оплату перед выездом, на который ему дается 15 минут.
"Человек приехал, поставил свое авто, и он должен любым удобным для него способом оплатить время пребывания на этой парковке. То есть человек платит вперед. За 10 минут до окончания сеанса парковки, если он платил с помощью SMS, ему приходит оповещение, что сеанс заканчивается", — рассказал Олег Лещинский.
Чтобы люди не хитрили, утверждая, что не смогли оплатить парковку, потому что не разобрались, на информационных стендах подробно описаны семь способов оплаты: от SMS и USSD-запросов до ЕРИП.
"Как только человек оплатил парковку, техника видит, что все оплачено. Инспектор парковки, подходя к этому транспортному средству, вводит данные о его регистрационном знаке в планшет и видит, оплатил человек или нет. Если не оплачено, инспектор заполняет листовку и кладет ее под дворник. Таким образом мы информируем владельца, что он не оплатил", — объяснил механизм работы директор ГУ "Парковки столицы".
Если и после этого водитель все равно ничего не предпринял, регистрационные знаки его авто остаются в базе данных. "Когда мы начали закрывать некоторые дворовые территории по нашей технологии, оказалось, что некоторые люди с 2015-2016 года были в базе данных, как неплательщики. А для того, чтобы зарегистрироваться в списке доступа на дворовую территорию, одно из условий — это погашение всей задолженности", — привел пример Олег Лещинский.
К слову, оплатить парковку самому инспектору или сговориться с ним на полцены не получится: он только контролирует наличие оплаты.
Штрафов нет
Все парковки открытого типа в городе Минске работают с 8 утра до 8 вечера, фактически охватывая весь рабочий день. В ночное время все они работают бесплатно. Инспекторов парковки в ГУ "Парковки столицы" в данный момент хватает. Рабочий день у них фиксированный, восьмичасовой, но график гибкий.
"График у них построен таким образом, чтобы постоянно осуществлять контроль. Но если вдруг инспектора на месте нет, а человек постоял, не оплатил и уехал, то ничего не сделаешь: успел — значит успел", — отметил Лещинский.
По его словам, как такового штрафа за неоплату парковки сейчас нет. "Ни в КоАП, ни в указе президента №589. Мы передаем в ГАИ информацию только ту, которая касается нарушения ПДД. Это, как правило, парковка на местах для инвалидов, под запрещающим остановку и стоянку знаком либо на дворовых территориях, куда въезд запрещен. Мы информируем выборочно, если автомобилист — особо злостный нарушитель", — пояснил специалист.
Заплатить за парковку могут принудить судебные органы. Олег Лещинский рассказал, что такой прецедент у них уже был в августе 2017 года. "Мы подали два иска в суд Фрунзенского района на предмет взыскания за неоплату парковки и эти два дела выиграли. Люди заплатили, хоть и по рублю всего", — рассказал он.
Директор ГУ "Парковки столицы" подчеркнул, что есть Указ президента №589 и постановление Совета министров №9, определяющее порядок эксплуатации и работы стоянок и парковок, а также решение города о взимании платы на том или ином участке уличной сети. "Если есть закон, его должны соблюдать", — считает Олег Лещинский.
Под прицелом камер
Многие парковочные "зайцы", рассчитывая на то, что проскочат до появления инспектора, все же опасаются, что их вычислят с помощью видеокамер и пришлют "письмо счастья" со штрафом. Но пока такой способ выявления неплательщиков еще не стал массовым.
"В прошлом году в тестовом режиме с помощью камер была отработана дворовая территория на Привокзальной площади. Камеры работали в режиме распознавания регистрационных знаков. Это было нужно, чтобы можно было составить базу доступа на территорию", — рассказал Олег Лещинский.
Когда это было сделано, камеры демонтировали, и сейчас они установлены на парковке на улице Воронянского. "Это пилотный проект. Там уже идет отработка в плановом режиме именно по парковке на проезжей части. Какое будет принято решение по итогам, будут ли камеры использоваться, я сейчас не готов сказать, потому что пока идет сбор информации. Эта парковка всего месяц работает в штатном режиме", — поделился собеседник.
Не для того, чтобы деньги собрать
В мировой практике нормальная загруженность парковки — 80-85%. Все остальное должно быть свободно, чтобы люди могли приехать и поставить автомобиль ситуационно, если им это нужно. "Кто может себе позволить стоять долго, тот пускай стоит, это и есть те 80-85%. А эти 20% должны быть свободны", — подчеркнул представитель ГУ "Парковки столицы".
Для того чтобы регулировать наполняемость парковок, используют экономический механизм. "Если парковка полностью заполнена, значит, тариф низкий, его надо поднимать. Подняли до какого-то уровня, парковка стала пустой, значит, надо его чуть уменьшить. Это мировая практика", — объяснил Олег Лещинский.
Но в Минске пока такая задача не стоит. "Пока только Верхний город приблизительно по такой схеме работает. В той же Москве первый час парковки стоит, к примеру, 2 рубля, а второй — уже 10. Мы пошли по другому пути, на уменьшение: у нас первый час там стоит 5 рублей, а второй и последующие — 2 рубля", — рассказал специалист.
По мнению Олега Лещинского, белорусские водители — законопослушные, добросовестные люди, им просто нужно объяснить и рассказать, для чего нужны платные парковки. "Основная задача парковки — разгрузить город, то или иное востребованное место. Чтобы любой, кому надо туда на час-два приехать, смог поставить свою машину", — разъяснил он.
Сейчас в Минске, по наблюдениям собеседника, другая тенденция: человек приезжает утром, а уезжает вечером, по окончании рабочего дня. "Это так называемые "офисные" парковки, от них надо уходить. Вот почему делаются платные парковки, а не для того, чтобы деньги собрать. Хоть эти деньги и идут потом на содержание дорожной сети, на разметку, на знаки и на те же дворовые территории. Люди должны понять, что это нужно для того, чтобы создать нормальные условия для всех автомобилистов", — подытожил Олег Лещинский.