Постоял и не заплатил: как ищут "зайцев" на платных парковках Минска

Sputnik выяснил, какое наказание ждет тех, кто ставит автомобиль на платной парковке, но не оплачивает ее, если поблизости нет инспектора.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

МИНСК, 27 мар — Sputnik. Платных парковок становится все больше в центре Минска. Но большинство автомобилистов не горят желанием платить за стоянку. Поэтому либо ставят авто не по правилам — на тротуарах, зеленых зонах или пешеходных переходах, а если и заезжают на платную парковку, стараются не оплачивать ее, если поблизости нет инспектора.

Парковка раздора: соседи жалуются в ГАИ на маму с детьми-инвалидами

Зачем нужны платные парковки, как отслеживают неплательщиков и какое наказание им грозит, корреспондент Sputnik выяснила у директора ГУ "Парковки столицы" Олега Лещинского.

Семь способов оплаты

Все платные парковки Минска работают в режиме предоплаты. Исключение составляют только закрытые парковки со шлагбаумом, которые работают в автоматическом режиме — там водитель вносит оплату перед выездом, на который ему дается 15 минут.

"Человек приехал, поставил свое авто, и он должен любым удобным для него способом оплатить время пребывания на этой парковке. То есть человек платит вперед. За 10 минут до окончания сеанса парковки, если он платил с помощью SMS, ему приходит оповещение, что сеанс заканчивается", — рассказал Олег Лещинский.

Чтобы люди не хитрили, утверждая, что не смогли оплатить парковку, потому что не разобрались, на информационных стендах подробно описаны семь способов оплаты: от SMS и USSD-запросов до ЕРИП.

"Как только человек оплатил парковку, техника видит, что все оплачено. Инспектор парковки, подходя к этому транспортному средству, вводит данные о его регистрационном знаке в планшет и видит, оплатил человек или нет. Если не оплачено, инспектор заполняет листовку и кладет ее под дворник. Таким образом мы информируем владельца, что он не оплатил", — объяснил механизм работы директор ГУ "Парковки столицы".

Информационные щиты о способах оплаты парковки появились на многих улицах в центре, но автомобилисты не спешат платить

Если и после этого водитель все равно ничего не предпринял, регистрационные знаки его авто остаются в базе данных. "Когда мы начали закрывать некоторые дворовые территории по нашей технологии, оказалось, что некоторые люди с 2015-2016 года были в базе данных, как неплательщики. А для того, чтобы зарегистрироваться в списке доступа на дворовую территорию, одно из условий — это погашение всей задолженности", — привел пример Олег Лещинский.

К слову, оплатить парковку самому инспектору или сговориться с ним на полцены не получится: он только контролирует наличие оплаты.

Части улиц Комсомольской и Революционной сделают пешеходными в Минске

Штрафов нет

Все парковки открытого типа в городе Минске работают с 8 утра до 8 вечера, фактически охватывая весь рабочий день. В ночное время все они работают бесплатно. Инспекторов парковки в ГУ "Парковки столицы" в данный момент хватает. Рабочий день у них фиксированный, восьмичасовой, но график гибкий.  

"График у них построен таким образом, чтобы постоянно осуществлять контроль. Но если вдруг инспектора на месте нет, а человек постоял, не оплатил и уехал, то ничего не сделаешь: успел — значит успел", — отметил Лещинский.

По его словам, как такового штрафа за неоплату парковки сейчас нет. "Ни в КоАП, ни в указе президента №589. Мы передаем в ГАИ информацию только ту, которая касается нарушения ПДД. Это, как правило, парковка на местах для инвалидов, под запрещающим остановку и стоянку знаком либо на дворовых территориях, куда въезд запрещен. Мы информируем выборочно, если автомобилист — особо злостный нарушитель", — пояснил специалист.

Заплатить за парковку могут принудить судебные органы. Олег Лещинский рассказал, что такой прецедент у них уже был в августе 2017 года. "Мы подали два иска в суд Фрунзенского района на предмет взыскания за неоплату парковки и эти два дела выиграли. Люди заплатили, хоть и по рублю всего", — рассказал он.

Директор ГУ "Парковки столицы" подчеркнул, что есть Указ президента №589 и постановление Совета министров №9, определяющее порядок эксплуатации и работы стоянок и парковок, а также решение города о взимании платы на том или ином участке уличной сети. "Если есть закон, его должны соблюдать", — считает Олег Лещинский.

Под прицелом камер

Многие парковочные "зайцы", рассчитывая на то, что проскочат до появления инспектора, все же опасаются, что их вычислят с помощью видеокамер и пришлют "письмо счастья" со штрафом. Но пока такой способ выявления неплательщиков еще не стал массовым.

Присутствие инспектора делает водителей дисциплинированнее

"В прошлом году в тестовом режиме с помощью камер была отработана дворовая территория на Привокзальной площади. Камеры работали в режиме распознавания регистрационных знаков. Это было нужно, чтобы можно было составить базу доступа на территорию", — рассказал Олег Лещинский.

Когда это было сделано, камеры демонтировали, и сейчас они установлены на парковке на улице Воронянского. "Это пилотный проект. Там уже идет отработка в плановом режиме именно по парковке на проезжей части. Какое будет принято решение по итогам, будут ли камеры использоваться, я сейчас не готов сказать, потому что пока идет сбор информации. Эта парковка всего месяц работает в штатном режиме", — поделился собеседник.

Не для того, чтобы деньги собрать

В мировой практике нормальная загруженность парковки  — 80-85%. Все остальное должно быть свободно, чтобы люди могли приехать и поставить автомобиль ситуационно, если им это нужно. "Кто может себе позволить стоять долго, тот пускай стоит, это и есть те 80-85%. А эти 20% должны быть свободны", — подчеркнул представитель ГУ "Парковки столицы".

Страх и ненависть молодого водителя, или Почему за рулем потеют ладошки

Для того чтобы регулировать наполняемость парковок, используют экономический механизм. "Если парковка полностью заполнена, значит, тариф низкий, его надо поднимать. Подняли до какого-то уровня, парковка стала пустой, значит, надо его чуть уменьшить. Это мировая практика", — объяснил Олег Лещинский.

Но в Минске пока такая задача не стоит. "Пока только Верхний город приблизительно по такой схеме работает. В той же Москве первый час парковки стоит, к примеру, 2 рубля, а второй — уже 10. Мы пошли по другому пути, на уменьшение: у нас первый час там стоит 5 рублей, а второй и последующие — 2 рубля", — рассказал специалист.

По мнению Олега Лещинского, белорусские водители — законопослушные, добросовестные люди, им просто нужно объяснить и рассказать, для чего нужны платные парковки. "Основная задача парковки — разгрузить город, то или иное востребованное место. Чтобы любой, кому надо туда на час-два приехать, смог поставить свою машину", — разъяснил он.

Сейчас в Минске, по наблюдениям собеседника, другая тенденция: человек приезжает утром, а уезжает вечером, по окончании рабочего дня. "Это так называемые "офисные" парковки, от них надо уходить. Вот почему делаются платные парковки, а не для того, чтобы деньги собрать. Хоть эти деньги и идут потом на содержание дорожной сети, на разметку, на знаки и на те же дворовые территории. Люди должны понять, что это нужно для того, чтобы создать нормальные условия для всех автомобилистов", — подытожил Олег Лещинский.