Пьеса известного драматурга Ярославы Пулинович "Земля Эльзы" была принята российскими театралами на ура. На днях ее впервые представили в Беларуси на Камерной сцене Купаловского театра в постановке режиссера Елены Ганум.
Историю этнической немки Эльзы, которая по воле случая оказалась в маленькой деревне (у автора — сибирской, у купаловцев — витебской), хочется назвать обыкновенной. Таких после войны было много по всему Советскому Союзу. Вышла замуж не по любви, родила ребенка, работала. Зритель знакомится с Эльзой через неделю после похорон мужа, поэтому ее по-юношески глупую влюбленность осуждают дочь и вся деревня. Кроме продавщицы Марины, которой "уже 30 лет, а мужика нормального до сих пор найти не может". Возлюбленный, географ Василий Игнатович, недавно вышел на пенсию и наконец-то зажил в свое удовольствие.
Простой сюжет без интриг и загадок ничего не потеряет от спойлера. Немного инфантильная, но не лишенная пронзительности история любви закончится счастливо, только не свадьбой…
Влюбленные умирают и встречаются в другой реальности. Вот такая история обретения простого человеческого счастья с поправкой на возраст.
По словам режиссера, эта история — вне временных и географических рамок и произойти могла с кем угодно. Говорить о традиционных ценностях по-новому трудно, как трудно и назвать постановку экспериментальной или эпатажной — скорее нежной и романтичной. Циникам и атеистам такой формат не подойдет.
Хочется окрестить спектакль и интернациональным, но не потому, что любовь безгранична, а потому, что в нем прослеживаются и другие романтические истории, реальные и не очень. Влюбленные старики сажают розы и сразу становятся маленькими Каем и Гердой, которые под пристальным присмотром Оле Лукойе ухаживали за цветами на балкончике. На свидании Эльза превращается в Тосю Кислицыну, которая с удивлением узнает, что "носы целоваться не мешают". В конце концов бабушка становится Золушкой и расстроенная приходит к своему поседевшему принцу без туфельки со сломанным каблуком. Аллюзия вызывает умиление — влюбленные очень похожи — и сожаление, что без штампов об этом сказать не получилось.
Елена Ганум определяет жанровую принадлежность "Земли Эльзы" как "жизнь", и с этим не поспоришь. Очень правдоподобными выглядят деревня Завязье Витебской области и ее жители. Музыка, а особенно народные песни, и декорации естественным образом погружают в реальность белорусской деревни, которая органично вписалась в пространство Камерной сцены. Действие разворачивается не просто на глазах, а буквально перед самым носом зрителя. От такой близости история становится уютной и похожей на воспоминания о прошлом.
В целом, спектакль размеренный, с парой эмоциональных триггеров. Не обходится без актуального юмора, но его не так много, чтобы превратить жизнь в нелепую комедию.
Историю непрожитой жизни рассказывают три поколения актрис Купаловского театра — Наталья Кочеткова, Марина Гордиенок, Ольга Нефедова, Марта Голубева и многие другие. Это второй после хорошей режиссерской работы важный момент. Они буквально вжились в свои роли и стали изюминкой, которой так не хватало спектаклю. Добавьте сюда яркие костюмы и получите насыщенную картину, от которой трудно оторвать взгляд.
Уверенность в том, что материал Пулинович показал себя с новой стороны благодаря команде Купаловского, не покидает на протяжении всего спектакля, а к концу не остается никаких сомнений.