Пение на руках: дети с нарушением слуха исполняют песни о войне
© Sputnik / Дмитрий МарковУчащиеся школы-интерната Никита Антоновский и Николай Шепеленко

© Sputnik / Дмитрий Марков
Подписаться
Эксклюзив
На языке жестов можно не только общаться и передавать эмоции, но и даже петь. Этому учат детей в Пинской специальной школе-интернате.
В мае во всех уголках республики звучат военно-патриотические песни – "Катюша", "Священная война", "День Победы" и другие. Эти композиции исполняют как артисты эстрады, так и любители.
В школах тоже готовятся ко Дню Победы – дети разучивают слова песен и репетируют театральные постановки. Большинство рассказывает о событиях Великой Отечественной войны с помощью слова, но есть ребята, которым этот язык не доступен. Они также, как и их сверстники, чувствуют боль того времени, но свои переживания доносят до зрителей с помощью жестов.
Накануне Дня Победы корреспондент Sputnik Екатерина Воробьева побывала в Пинской специальной школе-интернате и узнала, каждый ли слабослышащий ребенок может петь и все ли слова можно перевести в жесты.
Единственная в области
Пинская специальная школа-интернат – единственная в Брестской области, в которой обучаются дети с нарушением слуха. Причем не только из Пинска, но и других городов области – Бреста, Кобрина, Лунинца, Дрогичина, а также из Гомельской и Гродненской областей.
Сегодня в школе-интернате учатся 87 ребят, из них 11 человек – это дошколята. Особенность этого учреждения образования заключается в том, что здесь мальчики и девочки находятся круглосуточно. Они не только изучают русский язык, математику и другие школьные предметы, но также приобретают бытовые навыки – учатся застилать кровать, убирать территорию, следить за личной гигиеной.
© Sputnik / Дмитрий МарковГУО "Пинская специальная школа-интернат"

ГУО "Пинская специальная школа-интернат"
© Sputnik / Дмитрий Марков
"Самая главная миссия нашего учреждения образования – подготовка социализированного выпускника, готового продолжить качественную самостоятельную жизнь. И, конечно, одно из направлений работы – определение траектории дальнейшего жизнеустройства и трудоустройства детей. Из числа наших ребят хорошо получаются высококвалифицированные рабочие – мастера по ремонту одежды, обуви, визажисты, работники предприятий легкой промышленности", – рассказала директор школы-интерната Татьяна Кравчук.
© Sputnik / Дмитрий МарковДиректор школы-интерната Татьяна Кравчук

Директор школы-интерната Татьяна Кравчук
© Sputnik / Дмитрий Марков
Ребята с нарушением слуха ничем не отличаются от своих сверстников без таких особенностей. Они также любят заниматься спортом, рисовать, танцевать и особенно петь.
"В этом году мы подали заявку, и она была положительно рассмотрена – мы вступили в членство Ассоциации школ России и Беларуси, что позволит нам принимать участие не только в мероприятиях, организованных Министерством образования Республики Беларусь, но также и в мероприятиях дружественного нам российского народа", – добавила Кравчук.
Жесты-замены
В актовом зале журналистов встречают три милых девочки в пилотках – они репетируют к школьному концерту военную песню "О той весне". Помогает им учитель с 30-летним стажем, педагог-организатор и руководитель школьного театра Николай Клюско.
© Sputnik / Дмитрий МарковНиколай Клюско, учитель, педагог-организатор и руководитель школьного театра

Николай Клюско, учитель, педагог-организатор и руководитель школьного театра
© Sputnik / Дмитрий Марков
"Любую песню сперва нужно перевести на жесты, необязательно делать это дословно – есть такое понятие как художественный жест. Например, в песне встречается словосочетание "в лихом бою". Детям с нарушениями слуха сложно объяснить значение "лихой", поэтому мы делаем замену. А в словосочетании "уже не близко" слово "уже" вовсе убираем", – рассказал педагог.
Также, продолжил он, в русском языке очень много слов, а жестов гораздо меньше. Кроме того, некоторые слова имеют несколько значений, и важно при переводе подобрать правильный жест, который отражал бы суть.
"Например, есть слова в песне "заплаченную им цену". Я должен объяснить детям, что в данном случае имеется ввиду не оплата товара в магазине, а человек отдал жизнь за мирное будущее нашей Родины", – привел пример Клюско.
По его словам, иногда приходится заменять жесты с точки зрения эстетики – для того, чтобы это красиво смотрелось на сцене. Но при этом учитель всегда старается сделать так, чтобы все жесты были понятны для других детей с нарушениями слуха, которые приходят на концерт.
Репертуар
Самой юной исполнительнице творческого трио – Кристине Ванюк – 12 лет. Родители девочки живут в Гродно. К слову, ее папа тоже является выпускником этой школы-интерната. А сейчас Кристина находится здесь вместе со своей сестрой Софией. И хотя Кристине сложно говорить – да и есть стеснение перед малознакомыми людьми – все же несколько слов о себе девочка рассказала.
© Sputnik / Дмитрий МарковКристина Ванюк находится в школе-интернате вместе со своей сестрой Софией

Кристина Ванюк находится в школе-интернате вместе со своей сестрой Софией
© Sputnik / Дмитрий Марков
"Мне очень нравятся песни Люси Чеботиной. Но когда вырасту, хочу быть мастером по маникюру", – поделилась Кристина.
Шестнадцатилетняя Милана Хамицевич родом из Житковичей Гомельской области. Девочка рассказала, что решила петь, так как она частично слышит, и ей это нравится. Любимое направление Миланы – рок.
Брестчанке Лизе Кузнецовой сложнее всего дается жестовое пение, так как девочка живет практически в тотальной тишине.
© Sputnik / Дмитрий МарковМилана Хамицевич и Елизавета Кузнецова

Милана Хамицевич и Елизавета Кузнецова
© Sputnik / Дмитрий Марков
"Мы работаем как со слабослышащими, так и с теми, у кого большая потеря слуха. Если у человека большая потеря слуха, то надо стоять на заднем фоне и помогать переводить. Дети с остаточным слухом, может, всей музыки и не слышат, но слова слышат и разбирают", – подчеркнул учитель.
Кроме военных песен Николай Клюско включает в репертуар и современные композиции. Среди них немало патриотических. Более того, в некоторых номерах учитель не просто поддерживает своих учеников в зале, но и поет с ними на сцене. Так, вместе с Николаем Шепеленко и Никитой Антоновским он исполнил популярный хит "Хата бацькоў" белорусской группы "Дрозды".
"Мне нравится процесс отбора песен, я их очень много слушаю. Иногда жена подсказывает, какую композицию лучше выбрать. Но больше ориентируюсь на свой вкус – надеюсь, что наши песни затрагивают зрителя", – отметил Клюско.
Освоил язык жестов
Николай признался, что на работу в этой школе-интернате попал по стечению обстоятельств. Но он счастлив, что именно так все сложилось и уже много лет помогает учащимся раскрывать свои таланты.
"Я учился на педагога, но должен был поехать работать в другое место. Однажды летом, чтобы не сидеть дома, я начал работать в оздоровительном лагере. И познакомился с воспитателем из этой школы-интерната. Она порекомендовала мне подойти к руководству и попроситься на работу. Спасибо большое бывшему директору Николаю Николаевичу Скуратовичу, который взял меня, оберегал и помогал", – рассказал Клюско.
Учитель отметил, что сперва ему пришлось освоить дактиль (азбука на пальцах. – Sputnik), чтобы уметь общаться с такими детьми. Позже постепенно выучил жесты, но не все сразу получалось – многие жесты он спрашивал у детей и старался запоминать.
"Если жесты употребляются редко, то быстро забываются", – отметил педагог.
Кроме того, Николай получил образование по специальности "Сурдопедагогика" в Белорусском педагогическом университете имени Максима Танка.
Каждый может петь?
Николай убежден, что практически каждый ребенок с нарушениями слуха может освоить пение, вопрос – в качестве исполнения. Вместе со своей коллегой, учителем музыки Натальей Никитенко, они стараются сделать все для того, чтобы у учащихся был интерес к пению на жестовом языке.
"Если у ребенка нет желания петь и работать, то, соответственно, это будет сказываться на качестве. Когда у ребенка есть желание петь, то это сразу чувствуется. Среди наших учащихся есть дети, которым это очень нравится. Мы даем им задание, и они даже дома перед зеркалом сами себе поют. Конечно, такие дети достигают определенных успехов", – сказал Николай.
Вместе с тем, признался учитель, он не является сторонником того, чтобы чересчур нагружать детей. Он считает, что в творчестве очень важно чувствовать меру: если ребенок много занимается, то потом у него пропадают эмоции и гаснет интерес.
По словам Николая, в будущем учащиеся редко связывают свою жизнь с музыкой. Но несмотря на это, она продолжает оставаться для них хобби – ребята выступают на мероприятиях в своих рабочих коллективах. Это помогает им самовыражаться и дает возможность чувствовать себя наравне с другими людьми.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!