Sputnik Беларусь

Десять лет назад в минском метро произошел теракт

Sputnik восстановил события того дня. Расскажем поминутно
15
погибших
~400
пострадавших
11 апреля 2011 года в Минске случилось событие, которое разделило жизнь страны на "до" и "после". Трагедия на станции метро "Октябрьская", тогда единственной пересадочной и самой загруженной, никого не оставила равнодушным.
Фото: AFP / C.Балай
Взрыв на станции метро "Октябрьская" прогремел в 17:55. Особое время — час пик. Особое место — самый центр Минска. Взрывное устройство сработало между вторым и третьим вагоном поезда в тот момент, когда переполненный состав прибыл со станции "Площадь Победы". На платформе находились еще сотни пассажиров.
События 11 апреля 2011 года. Поминутно.
17:39:25
Террорист спускается в метрополитен. Станция "Фрунзенская". Именно метро — его главная цель. Совершить взрыв в многолюдном месте, чтобы жертв было как можно больше. Мужчина садится в прибывший состав, который следует в центр города.
17:43:59
Он выходит на станции "Купаловская". На записи с камеры видеонаблюдения видно: высокий молодой человек в темной одежде на секунду осматривается, а после идет на переход — на станцию "Октябрьская". В руках у него большая спортивная сумка.

17:49:32
Террорист подходит к колонне на станции "Октябрьская". Совершает какие-то манипуляции с сумкой. После ставит ее около скамьи. Сидит на лавке около 5 минут и направляется к началу тоннеля, ведущего на станцию "Купаловская".
Кадр с видеокамер наружного наблюдения
17:55:50
Взрыв
Террорист нажимает кнопку пульта, от его сигнала срабатывает бомба. Мощность взрыва огромная — взрывчатка весит не менее 12,5 килограмма. Мощный хлопок. Сильное пламя. Дым и пыль.
17:56
Первые секунды после взрыва
Взрыв произошел возле второго вагона — между первой и второй дверью. Многих пассажиров отбросило ударной волной. Кто-то побежал к выходам из метро, началась паника. Но после, вспоминают очевидцы, люди стали возвращаться к месту взрыва. В основном — мужчины. Помогали выносить раненых.

Фото: ОНТ via AFP
17:58
2 минуты после взрыва
Первый звонок на пульт МЧС. Сообщают диспетчерам, что произошел взрыв в метро. Говорят о задымлении и обрушившихся конструкциях. Спустя несколько секунд после первого звонка — городская линия МЧС обрывается от шквала сообщений о взрыве в подземке.
18:01
5 минут после взрыва
На место происшествия отправились десятки расчетов спасателей. После многие спасатели говорили, что по дороге к месту ЧП сами еще не понимали, что взрыв —это спланированный теракт, а не несчастный случай.
Фото: Sputnik / А.Мотолько
Когда сотрудники МЧС прибыли к метро, многие пострадавшие уже покинули станцию, вышли из переходов. Началась эвакуация. Спасатели развернули оперативный штаб у входа в метро "Октябрьская".
18:02
6 минут после взрыва
Спасатели вызывают дополнительные бригады скорой помощи. Но первые скорые уже на месте происшествия. Многих раненых осматривали. Кого-то срочно госпитализировали. Над центром Минска стоял душераздирающий вой сирен. Пошла молва по городу — случилось что-то страшное.

Фото: Sputnik / С.Самохин
18:03
7 минут после взрыва
В Минске "легла" мобильная связь. Самым счастливым был тот, кто все-таки смог дозвониться до родных и близких.
Бомба или нет? Теракт или несчастный случай? Все терялись в догадках. Но когда врачи в приемных отделениях начали принимать первых пациентов — стало многое понятно. Характер ранений: разрывы тканей, открытые переломы. Из тел пациентов доставали куски бетона, мраморную крошку.
Фото: Sputnik / С.Самохин
Каждый новый час медики сообщали новые цифры: сначала 126 раненых, затем 149, спустя некоторое время заговорили о 200 пострадавших. Цифра в итоге выросла до 387. Первые сводки — 11 погибших, потом 12, в итоге 15 жертв теракта.
В день трагедии президент Александр Лукашенко посетил место взрыва с младшим сыном Николаем, спустился в метро и возложил цветы. Власти Беларуси квалифицировали преступление как террористический акт.

Фото: БелТА via Sputnik
Темпы, с которыми силовые ведомства и оперативники проводили расследование, впечатляли даже зарубежные спецслужбы. Белорусы не отводили глаз от экранов телевизоров. И 13 апреля Александр Лукашенко на экстренном совещании сообщает о раскрытии дела о теракте и задержании исполнителей. Их было двое: токарь и электрик. С талантами химиков.
Уникальный человек в своем роде и именно в химии, троечник по всем предметам, "отлично" по химии, нашли его учителей. Главное, мы уже знаем, кто и как совершил этот теракт. Пока только не известно зачем, но и это скоро станет известно.
Александр Лукашенко
Владислав Ковалев и Дмитрий Коновалов в зале суда
Фото: Sputnik / А.Александров
15 сентября уже состоялось первое судебное заседание по делу о теракте в метро. Но об этом — несколько позже.
Те, кто пострадал в метро 11 апреля 2011 года, к предложениям рассказать о пережитом относятся по-разному. Как правило, не хотят вспоминать. Событие серьезно повлияло на их жизнь. Кто-то ушел с прежней работы. Кто-то провел месяцы в больнице, а после проходил реабилитацию. Кому-то понадобилась помощь психологов. Родственники погибших до сих пор не могут смириться с утратой. Sputnik все же удалось пообщаться с некоторыми минчанами, которые стали свидетелями трагедии в метро.
Момент взрыва Елена отчетливо помнит спустя годы. Много дыма. Обрушившийся на эскалаторы потолок. Крики пострадавших о помощи.
11 апреля 2011 года Елена Лебединская ехала с работы в метро. На станции "Октябрьская" вышла и направилась на пересадочную станцию "Купаловская". Спешила, говорит. Дома ждала пожилая мама. Как только женщина встала на эскалатор — раздался взрыв.
Не могу сказать, что взрыв был мощный, как в фильмах показывают. Скорее — сильный хлопок. Остановился эскалатор. И я то ли от взрывной волны, то ли от резкой остановки упала лицом вниз. Упали на эскалаторе все.
Елена Лебединская
Фото: НТВ via AFP
Паники не было. Наверное, потому что света не было. Иначе от увиденного началась бы давка
Женщина не сразу поняла, что это был взрыв. Да и мало кто понимал в те секунды, что случилось.

"Погас свет. Пошла пыль, дым. У меня разбились очки. И посыпался потолок — такие металлические пластины. Все это на людей упало", – отмечает она.

Это сейчас над эскалаторами, да и в целом в метро, нет навесных потолков и лишних конструкций. Собственно, их и ликвидировали после трагедии в метрополитене.

"Все эти панели поцарапали людей. Ссадины и ушибы. Но паники не было. Наверное, потому что света не было. Иначе от увиденного началась бы давка. Вторая "Немига" была бы обеспечена", – говорит Елена.
Фото: AFP / C.Балай
На эскалаторе лежала женщина — из ее ноги хлестала кровь
По воспоминаниям Елены, люди стали сильно кашлять, многим на месте становилось плохо от удушья. Кто-то просил о помощи, лежал на полу.

"Помню, как одна женщина лежала на эскалаторе. А у нее из ноги фонтаном хлещет кровь. И я забыла все свои навыки по оказанию первой помощи. Сняла косынку, а как перевязывать, снизу раны или сверху, не могла вспомнить. От стресса забыла! А женщина вцепилась в меня и кричит: "Помоги!" Мне стало страшно. Я сказала ей, что сейчас сверху приведу помощь. Стала пробираться по эскалатору к выходу", – рассказывает Лебединская.

Фото: AFP / C.Балай
Вокруг было много пострадавших, в крови все. Я стала кричать, что внизу люди
Когда выбралась из перехода, у метро стояли автомобили спасателей. Медики подъехали через несколько минут.

"Вокруг было много пострадавших, в крови все. У меня не было открытых ран. Царапины, ссадины были. Я стала кричать, что внизу люди. Помогите! В голове мысль – что той женщине внизу нужно срочно помочь", – продолжает разговор собеседница.

К Елене подошли двое мужчин в штатском, стали спрашивать инициалы, год рождения, место проживания. На просьбы спуститься вниз они ответили, что этим займутся соответствующие службы. Вернуться назад в метро Елене не разрешили. Вход был перекрыт.
Елена до сих пор хранит газетную вырезку со своей фотографией на месте трагедии
Израненный парень в больнице переживал за испорченную куртку
Елена некоторое время сидела у входа в метро. Затем к ней подошла бригада медиков, и женщину забрали в больницу. В машине везли сразу несколько человек. В приемном отделении 9-й больницы Елене запомнился молодой парень, который был буквально изрешечен осколками.
"Врачи доставали из его спины мраморную крошку. А он все это время говорил про испорченную новую куртку, сокрушался, что теперь ему носить на занятия. Видимо, студент. И он переживал за реакцию мамы, которая на последние деньги купила одежду. Мне это так запало в душу. Не про себя думал, а про какую-то одежду", – с тоской отмечает Елена.

От госпитализации Елена отказалась. Ей выписали больничный, и женщина поспешила домой к маме.

Фото: AFP / C.Балай
Матпомощи так и не дождалась
Все, что в итоге получила — килограмм сахара, бутылку подсолнечного масла и фрукты
"После того, как больничный был закрыт, я попыталась выяснить, могу ли получить какую-то компенсацию. Ведь была создана специальная комиссия. И обещали всем пострадавшим материальную помощь. Но мне в ней отказали. Я обратилась за разъяснением, а мне ответили, что травмы легкие, сильных увечий нет. А после оказалось, что и больничный мне выписали по общему заболеванию", – с обидой говорит Елена.

Она отмечает, что от государства больших денег не просила. Нужно было помочь в период болезни с лекарствами да купить новое пальто. Оно было единственным и после трагедии оказалось непригодным. Но все материальные претензии ей предложили предъявить подсудимым.

"Все, что в итоге я получила от Мингорисполкома — килограмм сахара, бутылку подсолнечного масла и фрукты", – резюмирует женщина.
Все материальные претензии предложили предъявить подсудимым
О трагедии говорить нужно — чтобы помнили
Спустя годы Елена продолжает пользоваться метрополитеном. Говорит, поначалу было жутковато спускаться в подземку. Но после привыкла. О трагедии в метро, считает, нужно говорить. И не бояться воспоминаний.
Фото: Sputnik / С.Самохин
"У каждого своя боль, конечно. Но об этом нужно говорить, пусть и тяжело, но это память. Это должно остаться в людских сердцах", – уверена Елена.
Сергей — опытный спасатель. В МЧС с 2000 года. Сейчас он начальник центра оперативного управления Минского городского управления МЧС. А тогда, в 2011 году, был обычным спасателем. Дежурил на смене, которая запомнится ему, как он сам говорит, на всю жизнь.
Когда на линию МЧС поступил звонок от диспетчера станции "Октябрьская" и мужской голос сообщил, что в метро взрыв и есть пострадавшие, диспетчеры МЧС не поверили, что такое может быть. Экстренно выслали 20 машин спасательной техники — по самому высокому, третьему номеру вызова. На проспекте Независимости уже начинались заторы. Но автомобили МЧС успели быстро их проскочить.
В одном из авто был Сергей Федорцов.
Фото: Sputnik / А.Мотолько
Когда носилки закончились, вырывали сиденья в вагонах и укладывали на них людей
"Когда ехали, все время вертелась в голове мысль, что такого не может быть в нашей стране", – вспоминает собеседник.

У четырех выходов из метро толпились люди, многие были ранены. Шел дым. Спасатели развернули оперативный штаб МЧС. Отправились в переходы и на станцию метро — выводить пострадавших.

"Внутри было много людей. Дали аварийный свет. Когда носилки закончились, вырывали сиденья в вагонах и укладывали на них людей. Так выносили пострадавших", – рассказывает Сергей.
Фото: Sputnik / С.Самохин
Ударной волной мужчину забросило за поезд
"На платформе лежало 9 погибших. Женщина, сильно изувеченная взрывом. Парень лет 17 был. Пожилые люди лежали. Помню мужчину спортивного телосложения, 25 лет вроде бы ему было, – вспоминает Сергей. – Одного мужчину ударной волной отнесло к опорной колонне станции, а от нее перебросило за поезд — очень долго приходилось извлекать погибшего оттуда".
Спасатели сработали очень профессионально. Очевидцы тогда сообщали, что работники МЧС помогали медикам распределять раненых по автомобилям скорой помощи. Организовывали после эвакуации подачу освещения для работы правоохранительных органов, собирали информацию о раненых.
Фото: AFP / C.Балай
Главная задача спасателей была — сделать все оперативно. Людей нужно было экстренно вывести из задымленной станции. Тем более вероятность второго взрыва не исключалась.
Фото: БелТА via Sputnik
Когда уже всех эвакуировали, то зашли в тот вагон, который принял на себя всю ударную волну от взрыва. Внутри все было перевернуто, а на полу лежали мобильные телефоны, они звонили непрерывно... Было немного не по себе.
Сергей Федорцов
На месте трагедии многие спасатели работали до 6 утра.
Фото: Sputnik / С.Самохин
"К смерти не привыкаешь — но относишься спокойнее"
Метрополитеном Сергей пользуется, хоть и нечасто.

"Еду в вагоне и думаю: если случится ЧП, куда побежит толпа? Иногда в автобусе думаю: а вот если пожар — есть ли тут огнетушитель? Исправен ли он? Но это чисто профессиональное. Страха нет. Наша задача — помогать людям. Спасать их жизни. А все сантименты и какие-то опасения — уже потом могут быть, дома", – говорит спасатель.

В первые годы Сергей приезжал к мемориалу жертвам 11 апреля, приносил цветы. Говорит, часто вспоминает те события.
Фото: Sputnik / С.Самохин
Адам Глобус часто работает в своей мастерской, которая расположена прямо над станцией метро "Октябрьская" — над выходом из подземки. В тот вечер писатель и художник работал над картиной и ненадолго задержался.
"Меня как будто сила остановила. Я планировал спуститься в метро, но решил спрятать незавершенную работу, чтобы не видели чужие глаза. Спустился по ступенькам в переход, и тут из дверей вышел черный человек. И одежда, и обувь, и голова, и лицо были покрыты землей. Меня это привело в замешательство — в Минске ведь так не ходят!" – делится воспоминаниями Глобус.
Фото: AFP / А.Мотолько
Билетерша кричала на милиционеров, что нужно бежать вниз, там есть раненые
Из дверей станции стали выходить люди. У многих лица были в крови. Никто не хотел говорить, что произошло. Вероятно, были в состоянии шока.

"Я забежал в метро и услышал крик, вой, билетерша кричала на милиционеров, что нужно бежать вниз, там есть раненые. Я побежал в универсам "Центральный", там были мои друзья. Говорю им, что в метро взрыв. Они говорят: в Москве? Я отвечаю: не в Москве, а здесь, в Минске!" – эмоционально говорит собеседник.
Фото: AFP / В.Драчев
После Адам Глобус вернулся к метро, чтобы помочь людям. Купил воды, детям конфеты — художнику подумалось почему-то о детях, что это утешит их.

"Приехала машина скорой помощи. Раненая женщина лежала на асфальте. Потом появились носилки, приехали пожарные. Все доброжелательно отнеслись друг к другу, выносили раненых", – вспоминает тот день Адам.
Писатель рассказывает, как люди успокаивали друг друга, помогали позвонить родным. Те, кто мог идти сам, не спешили к врачам. Терпеливо ждали, пока помощь окажут тем, кому она нужнее.

Фото: AFP / C.Балай
Драма вдруг сделала из людей гуманистов. Вместо того чтобы кричать, искать виноватых, требовать крови, наоборот — люди сказали: давайте друг к другу быть добрее! Я долго не мог уйти с этого места. Как привязанный ходил, но потом приехали жена с братом и меня увезли.
Адам Глобус
Фото: AFP / В.Драчев
В этот день принимали пострадавших почти все минские больницы. Везли в приемные покои 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 9-й, 10-й, 11-й, Больницы скорой медпомощи. Работали госпитали Министерства обороны и Министерства внутренних дел. И неспроста. Врачи этих медучреждений лучше разбираются в военных травмах, которые отличаются от травм в "мирное время".
Фото: AFP / В.Драчев
Теракт изменил жизнь многих людей. Адам Глобус признается, что трагедию он вспоминает каждый день. Такое забыть — невозможно.
Дело Коновалова – Ковалева
Вернемся к расследованию. Через день после взрыва в метро по подозрению в совершении теракта были арестованы уроженцы Витебска — токарь Дмитрий Коновалов и электрик Владислав Ковалев. Следствие шло 105 дней.
Фото: Sputnik / А.Александров
Токарь Дмитрий Коновалов (слева) и электрик Владислав Ковалев (справа) в зале суда
В ходе следствия Дмитрий Коновалов признался, что осуществил не только взрыв в минском метро, но также взрывы в 2005 году в Витебске и 2008 году в Минске на День Независимости. Владислав Ковалев, обвиненный в соучастии и недонесении о планируемом теракте, также дал признательные показания. Но на суде отказался от них.
Остались те, кто ставит решение суда под сомнение
Судебный процесс длился 75 дней.

Коновалова признали виновным в совершении теракта в метро, в том, что он изготовил, принес бомбу, оставил ее и взорвал. За это ему вынесена высшая мера наказания — расстрел.

Владислав Ковалев хоть и не создавал бомбу и не был в метро, но ему также назначили смертную казнь. Вынесенное решение судья объяснил "исключительной опасностью Коновалова и Ковалева для общества".

Приговор вынесен 30 ноября 2011 года. Исполнен — в середине марта 2012 года.
Судья, представители силовых ведомств были убеждены: вина обоих полностью доказана. Многие граждане также согласились с вердиктом суда. Но даже спустя 10 лет есть те, кто ставит решение суда под сомнение.

Река памяти

Ровно через год после трагедии — 11 апреля 2012 года — у входа на станцию метро "Октябрьская" был открыт памятный знак "Река памяти".
Фото: Sputnik / В.Толочко
Автор работы — скульптор Константин Селиханов. Композиция выполнена из бронзы и черного гранита. На бронзовой стеле изображены 15 волн, на гребнях - фамилии 15 погибших в результате трагедии.
Фото: Sputnik / В.Толочко
Ежегодно к этому месту приходят семьи погибших, работники метрополитена и все неравнодушные люди. Вспоминают день страшного происшествия и чтят память погибших во время теракта.
Текст: Денис Кошелев

© Sputnik 2021
Лента новостей
0