80 лет назад, 19 декабря 1939 года, на заседании Комитета обороны при Совнаркоме СССР, было принято постановление № 443 о принятии на вооружение танка Т-34.
Танк признан лучшим средним танком Второй мировой войны, и до недавнего времени находился на вооружении некоторых развивающихся стран Африки и Среднего Востока.
От Фирсова до Кошкина
Необходимость создания среднего танка нового поколения назрела в СССР перед началом Второй мировой войны. Новая гусеничная машина должна была заменить устаревшие легкие танки типа БТ (Быстроходный танк). В 1937 году Главным автобронетанковым управлением СССР (ГАБТУ) было выдано задание: разработать новую машину, способную в будущем заменить БТ.
Проектированием прототипа танка под кодовым названием А-20 занималось конструкторское бюро Харьковского паровозостроительного завода под руководством Афанасия Фирсова, однако в самый разгар работ конструктор был отстранен от проекта, а затем расстрелян.
Руководство КБ принял Михаил Кошкин, и уже осенью 1937 года в ГАБТУ был представлен проект танка БТ-9, который был отклонен из-за грубых просчетов в конструкции и отклонения от техзадания.
После "срыва" Кошкиным еще одного проекта, модификации танка БТ — БТ-ИС — конструкторское бюро разделилось на два независимых друг от друга подразделения: одно продолжало работать над модернизацией легкого танка, а другое, под руководством Кошкина, разрабатывало новый средний танк, значительно отличающийся по конструкции от устаревших двухбашенных "монстров". Работа над танком происходила в сложнейших условиях под постоянными угрозами ареста и репрессий.
После рассмотрения Комитетом обороны нескольких вариантов проекта А-20 и ходовых испытаний изготовленных образцов конструкторским бюро было поставлено новое задание: увеличение толщины броневых листов до 45 мм (с 30 мм), улучшение обзорности из танка, установка спаренной с 7,62-миллиметровым пулеметом пушки Ф-32 калибром 76 мм, отдельного пулемета для радиста и зенитного пулемета. Указанный танк получил рабочее название Т-34.
Жизнь и смерть
В сжатые сроки было построено две "тридцатьчетверки", которые, будучи закамуфлированными до неузнаваемости, в ночь с 5 на 6 марта своим ходом направились из Харькова в Москву. Под Белгородом у одного из танков сломался фрикцион, и колонне пришлось замедлить ход, чтобы добраться до подмосковного Серпухова, где поврежденный танк отремонтировали.
Оба танка прибыли в Москву для демонстрации руководству партии в ночь на 17 марта. После показа машин на Ивановской площади в Кремле были начаты ходовые испытания. Танки подвергали испытаниям по стойкости броневых листов — обстреливали прямой наводкой фугасными и бронебойными снарядами. В июне 1940 года обе "тридцатьчетверки" отправили на линию Маннергейма для преодоления противотанковых препятствий, а затем танки вернулись на завод в Харьков — конструкторам необходимо было внести изменения в некоторые узлы танка, не справившиеся с испытаниями.
Приказ о серийном производстве Т-34 был подписан 31 марта 1940 года. Общий план выпуска на 1940 год устанавливался в 200 машин. С 1941 года Сталинградский тракторный и Харьковский паровозный заводы должны были полностью перейти на выпуск Т-34 с планом 2000 танков в год.
Начало конвейерного производства почти совпало с трагической смертью главного конструктора танка — Михаил Кошкин умер 26 сентября 1940 года в результате осложнений после перенесенного им воспаления легких, полученного во время того самого первого "танкового похода" из Харькова в Москву.
Боевое крещение
К 22 июня 1941 года было выпущено, по некоторым данным, чуть более 1000 "тридцатьчетверок", претерпевших в ходе доводки многочисленные изменения в конструкции. Первые бои с танками противника Т-34 выдержал с честью: небольшие танковые подразделения, на вооружении которых стояли новые "тридцатьчетверки", успешно сражались с немецкими танками в локальных боях.
Первые бои, однако, показали недостаточную защищенность броневой защиты танка против 47-миллиметровых и 50-миллиметровых немецких противотанковых орудий. Кроме того, на низкой эффективности танка в бою сказалась недостаточная подготовка экипажей и нехватка ремонтной базы. К тому же, советская тактика "распыления" танков выглядела устаревшей по сравнению с немецкими "механизированными кулаками", способными прорывать фронт противника на десятки километров вглубь.
Оружие победы
После наращивания производства Т-34 на заводах, эвакуированных в тыл, и постоянной модернизации, "тридцатьчетверка" начала становиться серьезной проблемой для войск Вермахта. Танковый тактик Германии, генерал-полковник Гейнц Гудериан в своих отчетах командованию отмечал, что Т-34 имеет явное преимущество по сравнению с новейшим немецким танком Pz. IV.
Кроме этого, неудачный опыт танковых боев начала войны привел к изменению советской тактики. Совместно с танковыми соединениями стала активно использоваться артиллерия и авиация.
Очередным испытанием для "тридцатьчетверки" стало крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной войны — Курская битва. К этому времени немецкие танки, претерпев модернизацию, получили усиленную броню и новые 70-ти и 80-тимиллиметровые орудия, способные поразить Т-34 на небольшом расстоянии. Кроме того, на вооружение Вермахта были приняты новые танки "Тигр" и "Пантера". В ходе сражения советским танковым частям удалось остановить наступление противника, понеся при этом крупные потери.
После битвы на Курской дуге перед советскими конструкторами стал вопрос об очередном улучшении характеристик "тридцатьчетверки". Так появилась модель Т-34-85 — с увеличенной литой башней и новым 85-тимиллиметровым орудием С-53 (позднее ЗИС С-53 — Sputnik). Обе модификации составляли основную массу танковых частей советских войск. Всего за два последних года войны было выпущено более 23 тысяч Т-34-85.
"Покой нам только снится… "
Прогрохотав железными гусеницами по мостовым Берлина, "тридцатьчетверка", однако, не отправилась на заслуженный покой. После участия в разгроме японской Квантунской армии, Т-34-85 продолжил военную карьеру, участвуя в вооруженных конфликтах в Китае, Корее, арабо-израильских войнах, а также на Кубе. В ходе войны в Афганистане "тридцатьчетверки" использовались в качестве неподвижных огневых точек Ограниченного контингента советских войск.
Кроме того, Т-34-85 долгое время выпускался по лицензии в Чехословакии и Польше. Всего было построено более 35 тысяч Т-34-85, а если прибавить к ним количество Т-34, выпущенных за годы войны, и различные cамоходные артиллерийские установки, построенные на его базе, то "тридцатьчетверка" по праву может считаться самой массовой боевой машиной в мире.