МИНСК, 24 авг — Sputnik. Если бы Франц Кафка в среду оказался в администрации Ленинского района Минска на презентации проекта детального планирования, ему даже придумывать бы ничего не пришлось. Достаточно было бы зафиксировать происходящее.
Это была уже вторая попытка районных властей презентовать проект детального планирования территорий в 100 гектаров в границах "Партизанский проспект — железная дорога "Минск — Москва" — ландшафтно-рекреационная зона 87 ЛР-2". На первую презентацию неделю назад пришло столько людей, что все они не вместились в школьный актовый зал. В этот раз людей пригласили в администрацию района.
Архитектор "Минскградо" — предприятия, которое занималось разработкой ПДП — рассказала, какое будущее ждет кварталы и ее обитателей. Часть людей ждет отселение — тех, чьи дома идут под снос, а также тех, чьи дома решено из жилых сделать административными.
Для остальных построят много парковочных мест — два больших подземных паркинга и одно наземную стоянку, и расширят улицу Судмалиса, которая должна стать частью первого транспортного кольца. Запланирован вынос "литейки" ОАО "Строймаш" и строительство новых домов, которые должны увеличить население квартала с 11,6 тысячи до 14,4 тысяч человек. Прирастить количество квадратных метров планируют и за счет реконструкции четырехэтажек — если ПДП примут, их нарастят мансардными этажами.
"Что касается жилой застройки, то на нее уже разработаны градостроительные паспорта. И эти территории включены в инвестиционный атлас города Минска. Это предложение к нам поступило уже как данность", — объяснила архитектор проектов УП "Минскградо" Светлана Сахарова.
Перечислив все, что будет снесено, реконструировано и построено, архитектор заметила, что она и ее коллеги старались максимально деликатно подойти к осмыслению этих территорий, поскольку "этот район имеет свою среду, прелесть и хочется сохранить его масштабность, не застраивая его огромными высотными зданиями".
Аудитория рассмеялась.
Это кощунство
Одним из первых замечаний, которое прозвучало в адрес проектировщиков и местных властей, были парковки. Почему их так много и зачем их решили разместить возле школы?
"Уважаемые проектировщики, вероятно, не имеют детей и не планируют внуков. Иначе как понимать, что подземная парковка будет расположена в метровом расстоянии от забора школы. Мне говорят, что въезд будет с другой стороны. Вероятно, дети, которые будут проживать в домах, которые вы планируете здесь построить, будут летать в школу на парапланах…", — эмоционально обратилась к участникам презентации жительница кварталов Юлия Заяц.
По ее словам, она хочет, чтобы ее внуки жили в безопасном районе и настоятельно просит убрать парковку от школы. "Это кощунство с учетом всех тех слов, что говорили о нашем районе", — резюмировала жительница.
Количество машиномест просчитано согласно нормативам: одно место на квартиру, — попытались объяснить проектировщики. В конечном счете, парковка у школы станет единственным пунктом, о котором представители власти обещали предметно подумать.
Когда серенькую дорогу рисовали, знали о подтоплениях?!
Много вопросов звучало об особенностях местных территорий: вибрации от железной дороги, ландшафте, грунтах и подземных водах.
"Вы в курсе, что там, где вы нарисовали красивую серенькую дорогу, территория иначе как "Шанхай" никогда не называлась? Она каждую весну затапливалась по колено", — интересовался у проектировщиков местный житель Леонид Корженевский.
Архитектор "Минскградо" парировала, что ни одна транспортная дорога не строится без выполнения изысканий — будут проводить экспертизу.
Просьба провести дополнительную геологическую экспертизу звучала во время презентации несколько раз. Сахарова попросила оформить эту просьбу письменно.
"У нас доскональная база инженерной геологии — со всеми типами грунтов, залеганием подземных вод. Прежде чем определять, какую этажность можно, мы смотрим, возможно ли здесь это делать. Кстати, хочу сказать, что более 60 территорий Минска уже застроены неблагоприятно. Однако строимся и существуем", — заметила архитектор.
А людей куда?
Житель, чей дом предполагают перевести в нежилой фонд, поинтересовался причинами такого решения. Дом не ветхий, капитальный. Почему семьи выселяют? Ради чего?
"Я так и не услышал внятного объяснения, на каком основании эти трехэтажные дома, в которых состоялся капитальный ремонт, переводят в административные здания. У нас в Минске нехватка чего — жилья или общественно-административно центров?!" — спросил Павел Коктыш.
Архитектор пояснила такое решение регламентом застройки магистральных улиц. Таким ответом люди остались не удовлетворены.
"Вы пытаетесь переселить людей на окраину и устроить инвестиционную политику города. Обеспечить городу приток финансов, за счет простого человека. Почему нельзя дома защитить экраном от дороги? Или заложить этот небольшой участок дороги в трубу?" — спросила Татьяна Титкова.
Эти вопросы остались без ответа. Равно как и самый главный вопрос — куда переселят жителей сносимых и расселяемых домов.
"Данный вопрос рассматривается непосредственно заказчиком в тот момент, когда принимается решение о предстоящем изъятии. То есть сегодня говорить об этом рано. Конкретно — кого куда переселят, я не скажу", — признался заместитель главы администрации Ленинского района Андрей Бондаренко.
Один из местных жителей переспросил, правильно ли он понял Бондаренко, что исполком снимает с себя всякую ответственность за людей и передает это право частному застройщику, которого еще нет.
"Вы неправильно поняли. Потому что мы не можем передать права инвестору, которого нет", — парировал Бондаренко.
По словам представителя администрации, дома, идущие под снос, строились в 40-50 годы, имеют существенный технический износ и содержать их для властей дорого. Да и никакой исторической ценности они не несут, заметил Бондаренко. Зал возмутился.
В жизни в Сухарево нет ничего страшного
Одна из жительниц попросила о помощи депутата Палаты представителей — того, кто по идее, должен защищать интересы своих избирателей. Татьяна Сайганова все это время наблюдала за происходящим, сидя в президиуме.
"Прошу депутата оказать максимальную помощь, чтобы не переводить дома по Нахимова и Судмалиса в административное значения, сохранить эти двухэтажки, которые имеют историческое значение. Это же маленький осколок послевоенного Минска, который еще остался. Вы хотите его снести и поставить эти стекляшки — кому они нужны?!", — обратилась женщина к депутату.
Депутат предложила "уважаемым жителям Ленинского района" записаться к ней на прием и принести письменное обращение со всеми замечаниями.
"Я готова эти проблемы обсудить и в Мингорисполкоме, в администрации Ленинского района. И детально ответить каждому члену инициативной группы, аргументировано объяснить, почему дорога, почему сносится дом. Я вас жду 4 сентября в 16.00", — сказала Сайганова.
Пикантность ситуации в том, что общественное обсуждение ПДП заканчивается 7 сентября. У депутата спросили, а не могла бы она сейчас услышать и записать все обозначенные вопросы. Она честно призналась, что не успевает.
"Я хочу, чтобы вы поняли — город должен развиваться. Сегодня Минск — европейская столица. Я в свое время переехала из центра в Сухарево, ничего страшного в этом нет", — последняя реплика депутата утонула в хохоте зала.
Итого
И заместитель главы администрации Ленинского района, и депутат Палаты Представителей сказали, что ждут письменных замечаний-обращений, а также согласились, что в части парковок проект стоит скорректировать.
Жители по горячим следам начали собирать подписи против принятия презентованного ПДП.
"Наша задача — не допустить принятия этого ПДП и не признать состоявшимся это обсуждение. Один из следующих шагов — это включение в комиссию по обсуждению результатов общественного обсуждения членов инициативных групп — по три человека от каждой. Второй шаг — оставлять свои замечания в общем журнале и подавать обращения в исполком", — сформулировал стратегию действий на ближайшее время один из активистов Юрий.
Пока в комиссии, которую возглавляет замглавы администрации Бондаренко, представителей общественности нет. Общественное обсуждение, которое проходит в форме работы комиссии, завершится 7 сентября.