Пресс-центр Sputnik - Sputnik Беларусь
Пресс-центр

Минторг обеспокоен ростом хулиганства в магазинах

© Sputnik / Констанция ЖдановскаяНачальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга Ирина Барышникова
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга Ирина Барышникова - Sputnik Беларусь
Подписаться
Специалисты утверждают, что подростки часто пытаются прославиться за счет хулиганства в торговых центрах.

МИНСК, 5 авг — Sputnik. Хулиганство в магазинах вызывает опасения у специалистов, заявила в пятницу в мультимедийном пресс-центре Sputnik начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга Ирина Барышникова.

Острая дискуссия о проблемах ритейла в МПЦ Sputnik - Sputnik Беларусь
Видео
Острая дискуссия о проблемах ритейла в МПЦ Sputnik

Видео с "дегустирующей" детское питание девочкой-подростком в одном из торговых центров вызвало бурное обсуждение на прошлой неделе. Сама торговая сеть заявила на девочку в милицию, однако чиновники уверяют: проблема может носить массовый характер.

Психолог Елена Осипова, начиная дискуссию в МПЦ Sputnik на эту тему, назвала случай в Пинске "вопиющим".

"Желание быть взрослыми у современных подростков есть, а умения быть взрослыми — нет. У них социальный интеллект не развит, нет понимания — что можно, а что нельзя, нет прогнозирования последствий своих действий", — отметила психолог.

По ее словам, девочка, устроившая несанкционированную дегустацию в магазине, не думала: "меня поймают, будет стыдно моим родителям, я нанесу ущерб магазину, накажут продавцов, пострадает покупатель, купивший этот продукт потом".

© SputnikПсихолог Елена Осипова
Психолог Елена Осипова - Sputnik Беларусь
Психолог Елена Осипова

Представитель Минторга считает, что данный конкретный случай нельзя характеризовать как "потребительский экстремизм", а проблема действительно находится в социальной плоскости, в стремлении подростков к популярности, при этом они не осознают, каким способом ее добиваются.

"Часто они хотят не покушать, а прославиться — стать звездой в интернете. И, кстати, долю в "рекламу" таких поступков вносят и СМИ, когда распространяют видеоролики с этой девочкой и всю информацию. Но нельзя идти на поводу у подобных инцидентов и делать то, чего они добиваются", — высказала свою точку зрения на проблему данной конкретной "несанкционированной дегустации" Ирина Барышникова и добавила, что подобные случаи заставляют ее беспокоиться. 

Она признала, что в ведомство поступает большое количество обращений о некорректном поведении покупателей в магазинах, фиксируются случаи воровства, умышленная порча продуктов и товаров, причинение вреда в иных формах.

© SputnikЗаместитель руководителя ОО "Белорусское общество защиты потребителей" Тамара Бельская
Заместитель руководителя ОО Белорусское общество защиты потребителей Тамара Бельская  - Sputnik Беларусь
Заместитель руководителя ОО "Белорусское общество защиты потребителей" Тамара Бельская
Заместитель руководителя ОО "Белорусское общество защиты потребителей"; Тамара Бельская также считает, что термин "потребительский экстремизм" — это штамп, придуманный журналистами. И проблема "дегустации в Пинске" никоим образом не лежит в плоскости отношения "объект торговли — потребитель".

Однако с этим не согласны представители ритейла, а также те читатели портала Sputnik, которые поставили себя на место покупателей торговой сети, где произошел инцидент с девочкой, совавшей пальцы в детское питание.

"Вот если прокрутить ситуацию с этим продегустированным детским питанием дальше: какая-то мама купила эту открытую баночку, дома не услышала обязательного "характерного щелчка" — сможет она потребовать от магазина компенсацию, и главное, как доказать, что щелчка не было?" — задалась вопросом читательница Sputnik.

Представитель Минторга поддержала ее опасения. И напомнила, что нельзя давать детям детское питание при наличии любого сомнения в том, что упаковка сохранила целостность. При этом Ирина Барышникова констатировала, что в данном случае "потерпевшей стороной" могут оказаться не только потенциальные покупатели вскрытого во время хулиганской дегустации товара и конкретный торговый объект, но и производитель продукции, к которому придут с претензией о некачественном продукте. 

Новые ценники - Sputnik Беларусь
Пресс-центр
Минторг: фотографировать в магазинах можно

"К нам обращались граждане и говорили, что при покупке детского питания не слышали этого характерного щелчка. Мы даже не предполагали, что ситуация могла быть такой (как в Пинске — Sputnik). Раньше мы предъявляли претензии производителям, указывая на некачественно произведенный и укупоренный товар, или торговым объектам, но после таких случаев понимаем, что иногда виноваты и сами люди", — сказала гостья МПЦ Sputnik.

Барышникова признала, что доказать, что детское питание было открыто до того, как его приобрел конкретный потребитель, сложно.

"После этого видеоролика хочется еще раз обратиться к родителям с призывом внимательно смотреть на детское питание, которое приобретается в магазинах, и при малейших сомнениях в его качестве детям его не давать", — сказала представитель Минторга.

Она констатировала, что в ведомство поступают обращения о том, что на полках магазинов находят и вскрытые соки, и иные товары. 

"Сопоставляя те жалобы, которые к нам поступают, с увиденным, я могу сказать, что волнуюсь, это могли быть действия вот таких хулиганов", — заявила Барышникова.

© SputnikПредставители Минторга, Ассоциации розничных сетей и общества защиты прав потребителей в МПЦ Sputnik Беларусь
Представители Минторга, Ассоциации розничных сетей и общества защиты прав потребителей в МПЦ Sputnik Беларусь - Sputnik Беларусь
Представители Минторга, Ассоциации розничных сетей и общества защиты прав потребителей в МПЦ Sputnik Беларусь

Представители Ассоциации розничных сетей в свою очередь говорят, что куда большую проблему, чем подростки-хулиганы и даже мамочки, разрешающие детям есть и пить в магазине до оплаты на кассе, для них представляют неадекватные покупатели, "профессиональные едоки" и "контролеры-шантажисты".

"Есть один юридический момент: до тех пор, пока товар находится в магазине — на полке, в тележке, в руках у потребителя до момента расчета на кассе — он является собственностью объекта торговли. У нас часто возникает вопрос, и Минторг к этому внимательно относится, в принципе, правовое поле определено. И то, что вы видели в ролике о пинской дегустации — это нанесение ущерба со стороны потребителя для субъекта торговли", — констатировала исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Татьяна Закжевская.

Исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Татьяна Закжевская - Sputnik Беларусь
Ритейлеры: закрыть магазин на 5 дней – он будет на грани банкротства

Она рассказала, что представители ритейла сталкиваются с разными моделями поведения покупателей.

"Бывают ситуации, когда родители заходят с детьми, которые едят в магазине конфеты и пьют воду. Есть те, кто без вопросов идет к кассе с пустой бутылочкой и платит за выпитое ребенком. А есть совершенно другая группа. Есть проблема воровства. И объем потерь торговли существенный. У нас был случай, когда дама в шубе выносила 24 банки кофе", — поделилась представитель Ассоциации розничных сетей. 

Говоря о вопросах обеспечения безопасности в торговых сетях, она рассказала, что несмотря на большие инвестиции в специальное оборудование и персонал, в больших гипермаркетах есть "слепые зоны", о которых знают "профессиональные едоки".

Лента новостей
0