Екатерина Леонтьева, Sputnik.
Пацифистов и людей, которым касаться оружия запрещают философские или религиозные воззрения, освободили от службы в армии. Взамен им предложили список из 84 позиций для прохождения альтернативной службы. Вместо полутора лет казармы альтернативщикам предлагается провести три года в поле, за сбором грибов, за прополкой, на пастбищах. Одним словом, избравшего альтернативную службу ожидают три года буколической жизни за высадкой саженцев, заготовкой дерна, корчеванием пней и смежными занятиями.
Об актуальности закона для белорусской армии Sputnik побеседовал с офицером запаса Олегом Ивановым.
"Это дань моде"
Закон об альтернативной службе уже давно существует в России, в Беларуси же он вступает в силу только сейчас. Бывший военнослужащий Олег Иванов уверен, что для белорусской армии такое изменение в законодательстве не особенно актуально.
"Закон об альтернативной службе для граждан, которые по своему вероисповеданию не могут служить в армии, — это дань моде. Все имеют такие законы — Россия, Молдова, значит, и нам нужно, но для Беларуси он неактуален. Смысл службы в армии в том, чтобы овладеть военно-учетной специальностью и составить мобилизационный резерв на особый период, в котором навыки ухода за престарелыми и инвалидами со стороны мужчин будут не востребованы", — уверен Иванов.
Он рассказал, что во время его службы вопрос об альтернативном ее прохождении и вовсе не поднимался.
"Не знаю, что произошло за последние 10 лет, что такая проблема возникла. Если родители правильно воспитывали своего сына, если он рос спортивным, если обращал внимание на свое физическое, морально-нравственное развитие, проблем со службой в армии у него не будет. Зайдите в спортзал и посмотрите, какая растет молодежь — люди, которые обращают на себя внимание, способные и за себя постоять, и при необходимости родину защитить: такова основная масса призывников", — сказал Иванов.
Он также уверен, что служба в армии и овладение военной специальностью на руку самому призывнику на случай необходимости участвовать в боевых действиях.
"Служба в армии — как прививка от тифа. Сделал прививку — есть вероятность, что выживешь, не сделал — в экстремальной ситуации точно погибнешь. Пройдешь военную подготовку — ты боец и защитник, нет — пушечное мясо", — резюмировал Иванов.
Как в других странах
В России право на альтернативную службу закреплено в Конституции. Гражданин может выбрать альтернативную службу в двух случаях: если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию или если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
С верующими понятно — они могут отказаться от службы в ВС, обосновав это своим вероисповеданием, а вот другие граждане вправе заявлять не о вере, а об убеждениях, несовместимых с военной службой. Убеждения могут быть миротворческие, философские, морально-этические, политические.
Если в Беларуси право на альтернативную военную службу имеют только те, кому религия запрещает служить, то в России альтернативную службу может себе позволить любой гражданин, который желает защищать Отечество не в военной форме, а мирным трудом, которым и может заняться.
В России срок альтернативной службы меньше, чем в Беларуси — двадцать один месяц против тридцати шести.
В Украине закон об альтернативной службе действует с 1991 года. У соседей право на альтернативную службу также имеют исключительно граждане, которые не могут проходить военную службу по религиозным убеждениям. Срок альтернативной службы превышает срок военной службы в полтора раза (в Беларуси — в два раза — Sputnik).