Елена Васильева, Sputnik.
Каждый законопослушный белорус с 4 апреля прекратил выкладывать на стены в соцсетях песни и записывать на флешки фильмы, устрашившись новой нормы в Кодексе об административных правонарушениях. Согласно ей, штрафовать теперь будут за распространение "пиратского контента".
Корреспондент Sputnik побеседовала с юристом Ильей Панковым о том, как не стать "пиратом" в новых условиях, а с представителем "Пиратского центра" в Беларуси Михаилом Волчеком о том, почему быть пиратом — не порок.
Властвуй, но не разделяй
Юристу Илье Панкову еще в 2008 году удалось выиграть суд, представляя интересы клиента, чьи авторские права были нарушены. Фотография произведения декоративно-прикладного искусства была размещена в социальной сети "Одноклассники" без ведома и разрешения автора. Статья 9.21 об авторском праве и смежных правах в тот момент еще действовала в старой редакции и не предполагала ответственности за распространение "пиратского" контента.
Но суд постановил: "размещение в сети Интернет фотографий трехмерного произведения без согласия автора является использованием произведения путем сообщения для всеобщего сведения, а значит, нарушением исключительного права автора на произведение". Одним словом, новая норма в законе об авторском праве — это не новшество, а детализация, получить штраф за "пиратство" можно было и раньше.
Изменения в законодательстве об авторском праве хоть и предполагают, что пиратом и злоумышленником теперь может считаться каждый, в чьем телефоне есть нелицензионная музыка, все же не особенно затронут рядового белоруса, считает юрист Илья Панков.
"К ответственности за нарушение авторских прав могут привлечь только если поступило заявление от правообладателя. На практике невозможно составить протокол, если я просто пожалуюсь на Иванова — мол, у него в телефоне нелицензионный Киркоров. Вот если на Иванова пожалуется сам Киркоров, тогда у "пирата" будут проблемы. У нас куча народа ходит с телефонами, в которых записаны нелицензионные аудиофайлы, но протоколы просто так не составляют", — уточнил юрист.
По словам собеседника Sputnik, если вы просто храните аудиозаписи в соответствующем разделе в соцсети, вас не станут привлекать к ответственности. Впрочем, лучше сделать эти аудиозаписи скрытыми. Другое дело, если вы решили "поделиться" файлом на стене товарища — это может быть расценено как распространение пиратского контента.
"И прежде нарушением авторского права считалось хранение нелицензионной музыки. Но под ним подразумевалось размещение на материальном носителе или устройстве. То есть если у вас в телефоне файлы с чужими произведениями — это нарушение авторских прав. А если просто плейлист в соцсети — нет, потому что носитель в данном случае нематериален", — констатировал юрист.
Пираты: закон об авторском праве устарел
Белорусское законодательство об авторском праве не прогрессирует, а делает шаг назад, считает Михаил Волчек, представитель "Пиратского центра" Беларуси.
"Нужно понимать, откуда берутся изменения в КоАП: реанимируется инициатива вхождения Беларуси в ВТО, а это значит, что законодательство об авторском праве должно соответствовать TRIPS — международному соглашению ВТО по вопросам интеллектуальной собственности и авторских прав. Все эти законотворческие инициативы реализуются в соответствии с планом на 2012-2020 годы. Законодательство адаптируется к тому, чтобы организации могли свободнее следить за теми, кто нарушает их права. У самих организаций нет для этого достаточных ресурсов, и потому часть нагрузки взваливается на государство", — рассказал Волчек.
Представитель "Пиратского центра", правда, не считает, что с принятием новых норм для рядового пользователя контента что-либо изменится — это просто помощь корпорациям со стороны государства. Впрочем, такая новая норма криминализирует и просто свободный обмен информацией.
"Одно дело, если речь о нелегальном бизнесе, другое — что почти у каждого можно найти нелицензионные фильмы или программы, которыми люди могут делиться друг с другом, и этот нормальный процесс криминализуется", — отметил он.
"Пиратский центр" выступает не против художника/музыканта/писателя, призывая грабить последних и разделять награбленное, как раз напротив — последние от ужесточения законодательства об авторском праве получат минимум пользы. Основной упор делается на защиту прав крупных корпораций.
"Мы выступаем за реформу института авторского права, ведь большую часть прибыли получают корпорации и холдинги праводержателей, музыканты и писатели не срывают куш. Любые инициативы правительства и бизнес-ассоциаций по лоббированию авторского права не касаются этих людей, законы об интеллектуальной собственности охраняет права различных корпораций, от "Голливуда" до "Майкрософта", например, и задача пиратских инициатив во всем мире — показать, что институт авторской собственности пока работает плохо", — объяснил Sputnik Волчек.
Так, например, пираты выступают против чересчур долгой монополии на авторские права, которая длится в течение жизни автора и пятьдесят лет после его смерти.
"Это колоссальный срок, законопослушный белорус должен постоянно спрашивать себя: как пользоваться контентом, если невозможно договориться с автором? А с развитием сети Интернет автором стал каждый. Пираты хотят, чтобы законодательство об авторском праве стало более человечным", — сказал Волчек.
По словам собеседника Sputnik, пираты — романтики, которые видят будущее справедливым, но пока у них нет достаточных рычагов для изменения настоящего.
"Сейчас Беларусь — консервативный субъект в сфере интеллектуальной собственности. Европейцы выступают за расширение гражданских свобод, за повторное использование контента, а Беларусь — за то, чтобы закручивать гайки в законодательстве. При этом многие африканские страны идут в направлении ослабления института интеллектуальной собственности, так что наши новые формы — это некоторый анахронизм, а новая норма в законе — выполнение плана чиновниками", — пояснил свою позицию Волчек.
При этом собеседник Sputnik считает, что "воровство" — неподходящий термин для определения того, чем занимаются белорусы, скачивая и пересылая друг другу нелицензионный контент — не с коммерческой, а с образовательной, к примеру, целью. Пользователь не крадет, он делится.
"Белорусы законопослушны и соблюдают даже не очень хорошие законы, так что если правительство посчитает нужным, будут выполнять закон с фигой в кармане. Вопрос в том, насколько белорусская инновационная экономика сможет развиваться в таких условиях. Соседями проверено: любая излишняя строгость в вопросе авторских прав ухудшает экономические условия. После таких инициатив экономическая активность будет падать", — уверен Волчек.
Объемы пиратского ПО растут, а штрафы…
В списке пиратских стран Беларусь — завсегдатай. Особенно печалит это США, которые последний десяток лет регулярно включают нашу страну в "Специальный отчет 301". Особенно осуждают американцы мягкость нашего законодательства в отношении нарушителей авторского права: пиратство влечет за собой уголовную ответственность, только если происходит повторно в течение года — а на первый раз можно отделаться просто штрафом.
По данным исследования Международной ассоциации производителей программного обеспечения BSA (Business Software Alliance), проведенного в 2013 году, оборот нелицензионного ПО в Беларуси составляет около 173 млн долларов. В апреле текущего года впервые в нашей стране оштрафовали предприятие за использование нелицензионных копий Microsoft Windows и Microsoft Office. Штраф получила группа компаний "Родная сторона", было уплачено 40 базовых величин.