Жест(яной) опыт: как сделать телеканал без техники, студий и зарплат

© Sputnik / Виктор ТолочкоЖест(яной) опыт: как сделать телеканал без техники, студий и зарплат
Жест(яной) опыт: как сделать телеканал без техники, студий и зарплат - Sputnik Беларусь
Подписаться
Телеканал для слабослышащих четвертый год выживает на энтузиазме, упрямстве и надежде.

Вера Дашкевич, Sputnik.

В начале года в СМИ появились статьи о том, что "Жест" — единственный в Беларуси телеканал для людей с проблемами слуха — находится на грани закрытия. У "Жеста" нет денег и нет возможности в существующих условиях эти деньги заработать. Но это еще не все: как выяснилось, на данный момент у телеканала нет уже ни своей студии, ни собственных камер, ни монтажных мест. В условном штате пять человек. В условном — потому что зарплату здесь не получают уже несколько лет.

Как создают тактильные книги для незрячих детей

И тем не менее канал существует — ежедневно выпускает в эфир до 16 часов продукта: треть оригинального, остальное выходит в повторе. Как у них это получается и, главное, зачем?!

Комната в 10 квадратных метров

И студия, и камеры, и монтажные посты у канала были. В самом начале даже были деньги, хоть и небольшие, чтобы покупать лицензионные программы и оплачивать работу сурдопереводчиков. "Жест", по словам его нынешнего руководителя, председателя правления Местного фонда выявления и поддержки талантов третьего тысячелетия (МФ ВИП ТТТ) Ивана Белодубенко, начинался в 2009 году с феноменального бюджета.

"Бюджеты, чтобы телеканал стартовал и начал работать — я интересовался этим вопросом и в России, и в Беларуси — обычно верстаются от 4,5 миллионов долларов. Мы начали с суммой, не превышающей 3% от необходимого бюджета", — рассказал Белодубенко. Это были деньги Белорусского общества глухих, которое стало первым соучредителем канала. Технику и творческие силы предоставил Фонд.

© Sputnik / Виктор ТолочкоРуководитель "Жест" Иван Белодубенко
Руководитель Жест Иван Белодубенко - Sputnik Беларусь
Руководитель "Жест" Иван Белодубенко

В обществе глухих рассчитывали, что со временем канал расширит аудиторию, начнет зарабатывать на рекламе. Этого не случилось, поэтому спустя полтора года БелОГ отказался от нерентабельного проекта.

"Некоторые говорят: "Как это так? У них есть и то, и это… Почему они не финансируют канал?!" Но у них есть и свои проблемы — ну как их давить. С их точки зрения, они поступили правильно — дабы сохранить в нормальном рабочем состоянии общество глухих", — считает Белодубенко.

Впрочем, тогда "Жест" еще выстоял, благодаря Фонду и его волонтерам-спонсорам. Телеканал перерегистрировали, вернулись в эфир, но тут случился кризис. И денег не стало совсем.

"По логике вещей, это стопроцентный форс-мажор. Я собрал людей и говорю: "Канал надо закрывать, я не вижу перспективы и я не хочу, чтобы вы голодные сюда ходили". В ответ услышал предложение: а можно мы найдем где-нибудь работу, а в свободное от работы время будем работать здесь, чтобы сохранить канал?" — восстанавливает ход событий директор канала.

В таком режиме канал и работает последние четыре с половиной года. Из студии их попросили уйти — нечем было платить за аренду, камеры и часть монтажного оборудования вышли из строя. На сегодня вся материальная база "Жеста", по сути — это небольшая комнатка на 10 квадратных метров, предоставленная на безвозмездной основе обществом глухих. Здесь и редакция, и архив, и кабинет директора.

Право на информацию

В Беларуси порядка 370 тысяч человек испытывают проблемы со слухом, рассказывает инициатор создания "Жеста" Анатолий Никитин. Все они, согласно статье 13 закона "О социальной защите инвалидов", имеют право на получение информации — в том числе и через электронные СМИ. Да, на национальных телеканалах сейчас выходят новости с бегущей строкой, но это, по мнению не слышащего Никитина, не может считаться решением проблемы.

© Sputnik / Анна НефедоваИнициатор создания "Жеста" Анатолий Никитин
Инициатор создания Жеста Анатолий Никитин - Sputnik Беларусь
Инициатор создания "Жеста" Анатолий Никитин

"Бегущая строка в новостях часто не связана с сюжетом. Я не считаю, что это новостная программа для глухих, потому что показывают одно — война, внизу пишут о чем-то сладком. Или наоборот. Это должен быть синхронный текст", — объясняет Никитин.

А как быть с фильмами и другими программами?! Глухие тоже хотят смотреть кино, слушать дискуссии, в общем — быть в курсе. И далеко не все из них имеют доступ в интернет, умеют им пользоваться, говорит Никитин. В этих условиях специализированный канал был и остается практически единственной возможностью реализовать право слабослышащих на информацию.

"Я уже больше года не даю свой телефон в эфире. Когда давал, получал бешеное количество смс. В основном благодарности, были смс "зачем вы это повторяете?" или "если можно, повторите". А были и такие "хорошо, что можно вырубить звук и смотреть сериал", то есть нас смотрят не только глухие", — рассказал Белодубенко.

Собственно, только на этом понимании — что делается важное и полезное дело — и держится "Жест". Крутят повторы, дома на личных компьютерах дублируют фильмы, даже умудряются что-то снимать.

"Должен по большому секрету сказать: люди, которые входят в состав правления Фонда выявления и поддержки талантов третьего тысячелетия, все свои сбережения в этот канал уже вложили. Я, например, если что-то где-то и зарабатываю — все сюда", — рассказал Белодубенко.

© Sputnik / Вера ДашкевичТелеканал "Жест"
Телеканал Жест - Sputnik Беларусь
Телеканал "Жест"

На вопрос о прогнозах, сколько в таком режиме протянут, смеется — самому интересно. Называет "Жест" уникальным экспериментом, который показал, что на 10 людей всегда найдется один Человек, готовый работать за идею.

"Пока есть такие ребята, этот эксперимент может длиться", — полагает директор "Жеста".

Реклама, аудитория и другие спасительные варианты

Когда канал только запускали, полагали: вот выйдем на республику — пойдет реклама, станем самоокупаемыми. Но до сих пор смотреть "Жест" можно только в Минске и окрестностях. Реклама на канале так толком тоже и не появилась.

"Мы уже даже давали бесплатно рекламу, чтобы привлечь рекламодателя, показать: вот есть реклама, и ты давай, но никто не решился. С теми, с кем я лично разговаривал, двое из трех отвечали мне просто "а зачем мне реклама на "Жесте", у глухих все равно денег нет", — рассказывает Белодубенко.

При этом он соглашается, что будь у канала охват аудитории шире, найти рекламодателей в "сытые" годы было бы проще. Но не сегодня. Хотя как раз сейчас есть все возможности прийти в регионы. Но "Жест" не спешит расширять аудиторию — нет денег. А деньги обязательно понадобятся, потому что с расширением аудитории за контент придется платить в разы больше. Получается замкнутый круг. Спасти ситуацию, по мнению Белодубенко, мог бы какой-нибудь фантастически сознательный инвестор.

"Я могу даже ввести его в члены правления, чтобы он мог контролировать свои деньги. Закупили на два года вперед контент, положили бюджет на обработку этого контента и спокойно за два года мы можем выйти на рентабельность и самоокупаемость, возможно, даже на прибыль", — рассуждает директор "Жеста". Программами канала интересуются и в России, и в Украине — это значит, можно было бы организовать подписку.

Эксперимент продолжается…

"Жест" — общественно-волонтерский канал. Потому на государственные деньги он не рассчитывает. Рассчитывает на помощь — к примеру, на системное сотрудничество с национальными каналами. Переговоры уже идут — есть надежда, что со временем на "Жесте" появятся субтитрированные новостные выпуски.

© Sputnik / Вера ДашкевичТелеканал "Жест"
Телеканал Жест - Sputnik Беларусь
Телеканал "Жест"

В общем, эксперимент продолжается.

Лента новостей
0