МИНСК, 27 мая — Sputnik. Международный семинар по вопросам оценки информационно-коммуникационной компетентности выпускников школ откроется открылся накануне в Ереване. На мероприятии, в котором будут участвовать эксперты из семи стран, в том числе из Республики Беларусь, пойдет речь о готовности подростков использовать цифровые коммуникационные технологии для обучения и решения жизненных задач, о способности находить релевантную информацию, ее оценивать, интегрировать, создавать на ее основе новую и передавать, сообщает РИА Новости.
Как пояснила заместитель директора Национального фонда подготовки кадров Светлана Авдеева, ИК-компетентность предполагает "всестороннюю работу с информацией, решение на основе полученной информации практических задач, осуществления коммуникации, проведения исследовательской деятельности".
"Высокий уровень ИК-компетентности выпускника школы — один из основных навыков 21 века — залог того, что он будет способен успешно жить и работать в условиях современного информационного общества итоге, приобретя навыки непрерывного обучения в течение всей жизни ", — отметила она, добавив, что этот навык надо уметь формировать и измерять.
На международном семинаре будет представлен инструмент для измерения уровня такой компетентности — Information and Communication Literacy Test (ICL Test, www.ictlit.com). По словам экспертов, фактически этот тест позволяет оценивать готовность подростков к жизни в информационном обществе. При этом, как поясняют специалисты, тест направлен не на определение уровня технологических навыков, а именно на выявление способности тестируемого эффективно работать с информацией, его когнитивных качеств.
"Для разработчиков теста важно определить не то, как быстро школьник набирает текст в редакторе или владеет браузером, а то, насколько у него сформированы универсальные навыки мышления ", — отметила Светлана Авдеева, добавив при этом, что цифровые технологии — не самоцель, а средство комфортного существования в информационном обществе.
ICL Test основан на семи составляющих ИК-компетентности: определение (умение сформулировать проблему), доступ (умение находить информацию в разных источниках), управление (умение классифицировать информацию), интеграция (умение анализировать информацию), а также оценка, создание и передача. Тестирование включает 16 заданий (простые, средние и сложные), на выполнение которых отводится 2 академических часа. Учебные задачи чередуются с заданиями из реальной жизни. Учащийся использует широкий спектр цифровых технологий, в том числе, текстовые редакторы, инструменты для создания презентаций, электронные таблицы, графики, базы данных, средства мультимедиа, а также электронную почту, социальные сети.
Как рассказала РИА Новости заместитель директора Национального института образования по научно-исследовательской работе Людмила Худенко, национальный институт образования Республики Беларусь совместно с Национальным фондом подготовки кадров Российской Федерации провели апробацию теста в 32 учреждениях образования Гомельской области и города Минска.
Как показало исследование, 13% учащихся обладают наиболее высоким уровнем ИК-компетентности, 41% учащихся — средним уровнем ИК-компетентности и 21% — наиболее низким, "развивающимся" уровнем. Еще 8% и 18% попадают в промежуточные категории "выше среднего" и "ниже среднего" соответственно. Общий уровень ИК-компетентности учащихся был обозначен как средний.
"В Республике Беларусь подтверждено положение о том, что ИК-компетентность обусловлена не частотой и длительностью использования учащимися компьютера, а характером осуществляемой ими деятельности", — подчеркнула эксперт.
По ее словам, было установлено, что на данный момент формирование ИК-компетентности происходит преимущественно во внеучебной деятельности, в то же время в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь есть положительная взаимосвязь между общей оценкой использования компьютера в учреждении образования и уровнем ИК-компетентности.
"Да, молодежь хорошо пользуется гаджетами и нажимает на кнопки, но гораздо хуже работает с информацией", — отметила Светлана Авдеева, посетовав на то, что это означает неготовность детей к саморазвитию. Кроме того, она рассказала, что "еще один миф, который развеивает этот тест, связан с популярным мнением, что информационные технологии снижают цифровое неравенство". "Тест показал, что неравенство снижают педагогические технологии, встроенные в информационно-образовательную среду", — подчеркнула эксперт. При этом эксперты акцентируют внимание на том, что "шкала индивидуальна для каждой страны и данные тестирования по странам несопоставимы впрямую".
Как рассказал старший специалист в области образования Всемирного банка Тигран Шмис, инструмент оценки информационной компетентности был разработан в рамках проекта "Информатизация образования", реализованного при поддержке Всемирного банка в России в 2004-2008 годах. Далее инструмент, по словам эксперта, получил новое развитие на международном уровне в рамках Российской программы помощи в области образования (Russian Education Aid for Development, READ), которая реализуется совместно Всемирным банком и Российской Федерацией. "Программа направлена на развитие систем оценки качества в восьми странах и укрепление национального потенциала России в оказании международной помощи развитию в сфере образования", — добавил Тигран Шмис.
Отвечая на вопрос корреспондента РИА Новости о валидности данного теста, консультант Всемирного банка по применению информационно-коммуникационных технологий в образовании Марк Зельман отметил, что "международная аудиторская группа Всемирного банка провела проверку конструктивной, конвергентной и дивергентной валидности ICL Test". "Тест успешно прошел эту проверку, метод получил развитие, обоснованность и доказательную базу", — сказал он, добавив, что следующим шагом в проверке теста будет рассмотрение его с точки зрения постмодернистского подхода к валидности, то есть, анализа разных видов доказательств, которые были собраны и будут изучены на разных стадиях — от проектирования тестовых заданий до операционального тестирования.
"Результаты исследования используются в Республике Беларусь для совершенствования кадровых, финансовых, материально-технических условий, необходимых для развития информационно-образовательной среды учреждений образования", — отметила заместитель директора Национального института образования по научно-исследовательской работе Людмила Худенко, добавив, что тест позволяет совершенствовать учебные планы в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также повышать эффективность методической работы в системе образования.