МИНСК, 27 окт — Sputnik, Мария Шелудякова. Имеют ли журналисты право называть террористическую организацию, которая противопоставляет себя всему исламскому сообществу, "Исламским государством"? Ведущие исламоведы и мусульманские духовные деятели уверены, что такая формулировка только сбивает с толку.
В настоящее время весь мир сталкивается с серьезными вызовами, исходящими от радикалов, которые одеваются в исламские одежды, по сути не имея ничего общего с этой великой религией, и самочинно присваивают себе право толковать постулаты ислама. Радикалы используют практику такфира (обвинение в неверии — Sputnik), пытаясь внести смуту в ряды мусульман. Но, как подчеркнули эксперты, ислам — пример уважения к другим религиям и другим верованиям, и об этом надо напоминать в СМИ.
"Сегодня в Сирии воюют джихадисты как из различных российских регионов, так и из государств Центральной Азии, — заявил старший советник представителя ООН по Сирии, член-корреспондент РАН Виталий Наумкин. — Именно поэтому важно поддерживать единство мусульман, не вмешиваясь во внутренние споры. Сейчас как никогда необходимо абсолютное, категорическое отвержение тех, кто умышленно посягает на основные ценности шариата, религию, жизнь, разум, достоинство. Отвержение тех, кто взывает к насилию и неподчинению легитимной власти, разъединяет мусульман и сознательно сеет смуту".
Столпом должен оставаться традиционный ислам, причем ориентация на традицию не обозначает абсолютного единообразия в понимании исламских ценностей, подчеркнули религиоведы.
Как уберечь молодежь
Экстремисты сбивают молодых людей с толку, называя себя салафитами. Журналисты используют внедренные самими же террористами формулировки, невольно поддерживая идею о святости людей, совершающих кровожадные преступления. Все беды происходят от невежества, уверены эксперты в области мусульманской религии. Неправильное понимание и трактовка ведут к распространению ложных истин.
Ясности можно добиться только при одном условии — необходимо называть вещи своими именами: ваххабитов ваххабитами, экстремистов экстремистами, террористов террористами.
Исламоведы соглашаются, что нельзя употреблять выражение "исламский экстремизм", так как и среди представителей других религий есть преступники, однако о христианском или же буддистском экстремизме мы не слышим по радио или телевидению. В традиционном исламе нет экстремизма и терроризма — это религия мира и добра.
Нельзя называть террористическую организацию "Исламским государством". По нормам исламского права такая формулировка невозможна. По мнению исламоведов, чтобы никого не сбивать с толку, надо по меньшей мере добавить словосочетание "так называемое". Лучшим определением для радикальных экстремистов было бы "Шайтанское государство", посчитали представители мусульманского сообщества.
Более того, неправильно называть экстремистов джихадистами, потому что джихад значит "усилие" (понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха, борьба за веру, — ред.). Джихад подразумевает следование традиционным нормам ислама. По отношению к террористам это слово употреблять нельзя, в ином случае признается истинность их пути.
В настоящее время повсеместно распространяется ваххабизм. Последователи этого религиозно-политического течения в исламе называют себя салафитами, и это также неправильно. Салафиты, начиная с пророка Мухаммеда и его сподвижников, которые жили в первые три столетия нашей эры — праведные люди, говорят исламоведы, ваххабитов же можно называть только псевдосалафитами.
"Никто не отрицает, что внутри ислама разногласия всегда есть и будут. Однако настоящие проблемы возникают вместе с порождением сект, называющих других мусульман неверными, — сказал муфтий Чечни Салах-хаджи Межиев. — Сейчас как никогда крайне важно созидательное единство".
Мусульманские духовные деятели указали на отсутствие информационных ресурсов, которые доносили бы мусульманские ценности созидательного характера. Взрыв или массовое убийство — информационный повод, на который все СМИ обращают внимание, но об истинных ценностях ислама, к сожалению, не принято писать, констатировали эксперты.