МИНСК, 12 окт — Sputnik. Духовный лидер буддистов Далай-лама XIV Тензин Гьяцо во время своего пятого визита в Латвию провел лекцию-медитацию на тему известного сочинения Дхармакирти "Праманаварттика", вторая глава которого отвечает на ключевой вопрос, волнующий каждого серьезного духовного практика: достижима ли высшая цель духовных исканий — пробуждение?
На учения буддийского лидера в рижском холле "Сконто" собрались не менее 4,5 тысяч человек более чем из 10 стран мира. Его Святейшество читал учения на тибетском языке, переходя изредка на английский. В эти моменты и без того тихая публика с благоговением замирала, сообщает Sputnik Латвия.
В завершающий день учений Далай-лама провел для слушателей в Риге два важных буддийских ритуала: церемонию "зарождения бодхичитты" — решимости стать буддой ради блага всех живых существ, избавления их от страданий, и церемонию "дарования обетов буддиста-мирянина". Все желающие дали обеты не убивать, не воровать, не лгать, не прелюбодействовать и не употреблять алкоголь. Последний обет, по словам Далай-ламы, многим современникам дается нелегко, поэтому он призвал хотя бы "не напиваться".
Читайте в обзоре Sputnik, что говорил Далай-лама.
О воспитании детей
Лучшим средством воспитания детей, даже если они шалят, является сострадание и любовь, заявил Далай-лама, отвечая на вопросы слушателей его учений в Риге.
"Иногда, когда дети не слушаются, можно позволить себе резкое слово или гневное выражение лица. Но по сути, даже если маленькие дети шалят, лучшее средство помощи им, проявления заботы о них, воспитания — это проявление сострадания и любви", — сказал Далай-лама.
По его словам, если родитель проявляет сострадание и любовь, ребенок его поймет. "А если как-то угрожать — это не столь полезно", — добавил буддийский духовный наставник.
Уроки доброты и внимание к сознанию человека в системе образования помогут сократить число ментальных заболеваний и самоубийств в мире, предположил Далай-лама.
"Существующая система образования в высшей степени ориентирована на материальное развитие. Нам недостает уроков, на которых говорилось бы о нашем уме, сознании, о важности добросердечия. Не только я, не только буддисты, но и работники образования сегодня тоже приходят к таким выводам", — сказал Далай-лама в ответ на вопрос о причинах увеличения ментальных заболеваний, особенно среди детей и подростков.
По его словам, именно по причине недостатка доброты, сострадания и любви в обществе сегодня в Японии, Швейцарии и других странах с высоким уровнем материального развития много подростков совершает самоубийства.
"Самоубийство неблагоприятно, очень печально, бесцельно. С точки зрения дхармы (учения) это, безусловно, грех", — отметил Далай-лама.
Он не исключает, что к некоторым патологиям может приводить и прием беременной женщиной болеутоляющих и иных лекарств, которые оказывают негативный эффект на состояние эмбриона.
"Похоже, что у людей, придерживающихся многовековых методов (в том, что связано с детьми — Sputnik), больных рождается меньше", — поделился также наблюдениями буддийский лидер.
О счастье, гневе и ненависти
По убеждению духовного буддийского лидера, в основе многих человеческих недостатков и несчастий, негативных эмоций, страха и гнева лежат неведение и "цепляние за собственную важность". По его словам, подлинное счастье человеку приносит забота о других.
Как подчеркнул Далай-лама, человеку нужно развивать и воплощать в жизни представление о "бессамостности" — и следствием этого станут ощущение счастья, хорошее самочувствие, друзья.
Для обретения умиротворения необходимо заниматься аналитическими размышлениями, отметил он. Например, гнев, по мнению буддийского лидера, часто возникает от отсутствия всестороннего аналитического взгляда на объект. "Если посмотрите на ненавистный объект со всех сторон, то увидите, что он не так уж отвратителен", — добавил Далай-лама.
"Мы, люди, в отличие от животных, можем думать не только о временных, но и о вечных благах. Но большинство сегодня думает и старается получить образование, касающееся материальных благ, а не сознания", — отметил Далай-лама.
"Если мы хотим счастья в этой жизни или в последующей, то должны создавать для него причины — творить добро", — пояснил духовный лидер.
О любви предвзятой и нет
Далай-лама отметил, что разделяет любовь на два вида: биологически обусловленную, предвзятую, например, по отношению к друзьям, и непредвзятую — она распространяется и на врагов.
"Мы всех должны считать нашими братьями и сестрами. Пример непредвзятой любви и сострадания — больница, где вам помогают, не спрашивая о вере, убеждениях, семье… На такую непредвзятую любовь способны только мы, люди, потому что у нас есть способность размышлять. На предвзятую любовь способны и животные, они могут испытывать очень сильную привязанность. Но истинная любовь есть нечто противоположное привязанности", — сказал Далай-лама.
Об эмоциях и гармонии
Отдельная личность только выиграет, если все человечество будет пребывать в мире, сострадании и любви, уверен буддийский лидер.
"Но сегодня очень много эмоций, заставляющих нас делить мир на "своих" и "чужих". Надо больше думать о единстве человечества, ведь мы зависим друг от друга. На Земле живут семь миллиардов человек, и на каждом из нас лежит ответственность за то, каков этот мир, за то, чтобы он был мирным. Призываю брать на себя ответственность за все человечество", — сказал Далай-лама.
О религии и крайностях
Далай-лама призвал буддистов-мирян следовать "срединным путем", избегая крайностей — как чрезмерного богатства, так и чрезмерной бедности.
"Совсем необязательно быть монахом или монахиней, чтобы практиковать дхарму (учение)… Будда просил учеников избегать двух крайностей: чрезмерной бедности, чрезмерного богатства. Настаивал на необходимости следовать срединным путем", — сказал Далай-лама на учениях для буддистов стран Балтии и России в Риге, отвечая на вопрос о том, не помешает ли семья буддисту-мирянину практиковать учение.
По его словам, если все люди станут монахами и не будут работать, то человечеству будет просто невозможно выжить.
Далай-лама призвал с уважением относиться ко всем религиям, проповедующим сострадание и любовь, и к соответствующим атеистическим философским взглядам, не делить мир на "своих" и "чужих".
"Подход "одна религия — одна истина" актуален только для одной личности, но не для человеческого сообщества в целом, поскольку даже в отдельно взятой семье может быть не одна истина. В большом человеческом сообществе необходимо использовать принцип: "много религий — много истин". Иной подход для него недальновиден", — убежден Далай-лама.
О месте и роли женщины
Духовный лидер буддистов Далай-лама XIV Тензин Гьяцо заявил, что женщины должны играть более активную роль в жизни общества, и не исключил, что в будущем Далай-ламой может стать женщина.
"Сегодня миру не хватает сострадания и любви. В такие времена очень важно проводить уроки развития сострадания и любви, нам нужны соответствующие программы. Женщины от природы более чувствительны к страданию живых существ. Поэтому они должны сыграть более активную роль в жизни общества. Если Далай-лама сможет оказать большую пользу человечеству, будучи женщиной, то, конечно, это возможно", — сказал Далай-лама XIV в ответ на вопрос его слушателей в Риге, возможно ли появление Далай-ламы женского пола.
По его словам, в Тибете столетия назад возникла традиция лам-женщин, и среди махасиддх Индии тоже есть женщины.
Далай-лама рассказал также о своем видении возникновения мужского лидерства в обществе. "В прошлом число людей на планете было меньше, и они все делили между собой, не разграничивая на "свое" и "чужое". Но со временем, с появлением сельского хозяйства, больших урожаев, которые могли похитить, людям стал необходим лидер. Так возникла концепция лидерства. При этом образованию не придавалось значения, доминировала физическая сила — мужчины", — отметил Далай-лама.
По его словам, это доминирование распространилось и в лоне религии, в том числе в буддийской традиции: старшей монахине придется сидеть за молодым монахом.
"Но вот вступило в силу образование — и предоставило нам равные возможности. Появились женщины-лидеры", — добавил Далай-лама. По его словам, уже в конце этого года монахини впервые будут сдавать экзамены на звание геше — доктора буддийской философии. "Многие из них изучали буддийскую философию в течение 17-20 лет", — отметил духовный лидер.