Тамара Беляева, Sputnik
В Беларуси деньги на выборах не решают практически ничего, заявила председатель Центральной избирательной комиссии Лидия Ермошина.
"День выборов" — такое в Беларуси невозможно
Фильм — очаровательный, гротеск, но происходящее в этой картине невозможно представить в Беларуси, убеждена Ермошина.
"Это, прежде всего, проект, который показывает, что в России в день выборов деньги решают все, что там за деньги можно купить любую должность, в данном случае, должность губернатора", — считает она. В Беларуси же, по ее словам, деньги на выборах не решают почти ничего. "У нас намного важнее и весомее тот самый административный ресурс, например, поддержка местной власти, а она определяется отнюдь не деньгами", — констатировала глава ЦИК.
Она уверена, что для Беларуси ситуация, показанная в фильме "День выборов", совершенно невозможна. Да и в России подобное могло произойти, когда там не было сильной центральной власти. "Теперь там есть партия "Единая России", которая, в общем-то, и осуществляет политическое руководство почти во всех регионах России. И это тоже определяет теперь победу, а вовсе не деньги", — сказала Ермошина.
Политических амбиций нет и не может быть
Лидия Ермошина в интервью Sputnik несколько раз подчеркнула, что у нее нет и не может быть политических амбиций.
Я вообще удивляюсь, как со своим характером стала начальником. Никогда к этому не стремилась. Что называется воля судьбы, случая", — сказала она.
И до того, как стала членом ЦИК, Ермошина никогда не интересовалась выборами. "Поэтому у меня нет никаких политических амбиций. Слишком большая ответственность", — констатировала она.
О нахальстве кандидатов
Руководитель Центризбиркома признается, что как избирателю ей нравятся люди тихие, спокойные и интеллигентные. Но таким, по ее словам, ничего не светит в избирательной кампании. "Кандидат должен быть по-хорошему нахален, агрессивен и заметен. Я готова приветствовать таких политиков, лидеров партий, и они есть у нас, никогда не пропускают президентские выборы. Не буду называть, чтобы не делать рекламу", — сказала она.
Задача каждой партии участвовать в выборах, напомнила глава ЦИК. И когда политик ведет себя в соответствии с общепринятыми партийными стандартами — это очень хорошо, считает она.
Про имиджмейкеров
Вспоминая опыт сотрудничества белорусских властей с известным британским пиарщиком лордом Беллом, она особо отметила, что речь шла об улучшении на международной арене имиджа Беларуси, а не ее лидера. "Это касалось интервью, выхода на СМИ. Ведь, чтобы пригласить влиятельного журналиста с Запада, нужно обязательно иметь посредника", — пояснила глава ЦИК.
Что же касается советов имиджмейкера как вести себя, как говорить, как выглядеть, то, по словам Ермошиной, президент Беларуси не примет ни одного такого совета. "Александр Лукашенко — сильная индивидуальность. Он слишком самодостаточный, чтобы позволить кому-то что-то корректировать в себе", — убеждена она.
При этом председатель Центральной избирательной комиссии высказала мнение, что некоторые кандидаты пользовались услугами имиджмейкера и восприняли их советы. "Сравниваешь, как они себя вели здесь, в ЦИК, по телевизору как смотрелись — совершенно разные люди. В стенах Центризбиркома иногда кажутся распоясавшимися нахалами, а по телевизору — белые и пушистые, Бога постоянно вспоминают, братьев во Христе. Видна работа имиджмейкера", — заявила Ермошина. Но есть, по ее словам, и такие самородки, которым никакой имиджмейкер не поможет.
Про борщ и домашние заготовки
Глава ЦИК призналась в интервью Sputnik, что ставшее популярным ее высказывание о том, что женщина не должна ходит по митингам, а сидеть дома и варить борщ, не было домашней заготовкой.
"С борщом получилось спонтанно. Не будем забывать, что это было сказано в минуту сильного душевного волнения. Ночью, после Площади. Я приехала на работу, на площади валяются ломики, окна побитые. Мы пережили моменты страха", — рассказала она.
19 декабря 2010 года, в день выборов президента, участники шествия предприняли штурм Дома правительства на площади Независимости в Минске. Тогда сотрудниками милиции были задержаны около 600 человек, среди которых были женщины. Позднее события той ночи начали называть "Плошча".
Она вспомнила, что на просьбу высказаться о задержании на площади во время акции протеста большого числа женщин сказала: "Это не женщины. Настоящие женщины сидят дома и варят борщ". Это, по словам Ермошиной, была совершенно спонтанная фраза.
"Я никогда не буду ничего заготавливать из речей — ни про кулинарию, ни про что-то другое. Я не знаю, что произойдет, и что меня спросят", — констатировала она. Как бы над этой фразой не смеялись, подчеркнула глава ЦИК, ее подхватили. А значит, убеждена она, этот афоризм удачен — потому что он точен и запоминается.
Про диван и отсутствие стола
Делая небольшую экскурсию для корреспондента Sputnik по Центризбиркому, Лидия Ермошина призналась, что не любит помпезные кабинеты.
"Мне уже не раз говорили, что кабинет мой скромный и маленький. Я вообще против помпезных кабинетов. В Европе вы таких не встретите, там все скромно", — рассказала она. И призналась, что кабинет побольше ей бы все-таки не помешал. "Не хватает места для стола заседаний", — сказала Ермошина, подчеркнув, что не может выбросить из кабинета угловой диван.
"Диван исторический — на нем даже сиживал Александр Григорьевич Лукашенко в 2001 году. Да и столько еще уважаемых людей… и Вишняков, и Чуров, и Бородин. А сколько коньяка было выпито, сидя на этом диване. Всегда, конечно, угощала я. Потому что нормальный мужчина постесняется приносить коньяк — это будет неуместно и грубо", — вспоминает она. И тут же отмечает, что коньяк в кабинете главы Центризбиркома — это было давно, когда еще не было декрета президента о борьбе с пьянством на работе.
"Поэтому я никогда не расстанусь с этим диваном — и вообще, где я буду кофе пить? За рабочим столом, что ли?", — пошутила Ермошина.
При этом она рассказала, делегации принимает, как правило, в кабинетах и залах Палаты представителей. Если гостей немного, то в кабинете напротив — у секретаря ЦИК Николая Ивановича Лозовика.
Подарок от президента
Председатель ЦИК поделилась и воспоминаниями о том, что глава государства подарил ей две ручки, но одну из их ей пришлось отдать в Музей государственности, а вторая — плохо пишет.
"После выборов 2010 года президент мне передал золотой Parker, которым он подписал акт о принесении присяги на выборах. У меня эту ручку попросили в Музее государственности, где она осталась навсегда. Хорошая ручка была — писала очень хорошо", — рассказала Ермошина.
Она также уточнила, что есть еще одна ручка, которую ей подарил президент на 60-летие. "Это страшно дорогая ручка — корпус серебряный, с яшмой, стоит три тысячи евро. С номерным знаком. У меня чуть ли не первый номер. Дорогая ручка, но не пишет. Полстраницы напишешь — и все. В общем, брак, который купили за сумасшедшие деньги", — иронизирует Ермошина.
При этом она призналась, что сама никогда не делала подарков главе государства. "Можно было бы… но что я подарю президенту? Все это будет приобретено за счет бюджета. Какой смысл делать такой подарок, когда он ничего не стоит", — подчеркнула собеседница Sputnik. И отметила, что любой более менее значимый подарок первому лицу, приобретенный за собственный счет, уже будет выглядеть как подношение. А она не считает это правильным, потому что подарки должны дарить друг другу люди близкие.
Читайте на Sputnik: