Елена Васильева, Sputnik.
Выступление художника Мити Писляка в рамках выставки Minsk design week планировалась как рассказ о том, как заставить администрацию города пойти на уступки художникам и дать добро на стрит-арт. Но художник не удержался и добавил в лекцию несколько душеспасительных мотивов: как перестать заниматься нелюбимым делом, как монетизировать свое призвание и побороть восьмичасовой рабочий день.
Граду и миру
В прошлом году Писляк работал над знаковым проектом — изображением работы белорусского художника Ивана Хруцкого "Портрет жены с цветами и фруктами" на стене одного из минских домов (работу можно отыскать в городе по адресу улица Карла Маркса, 25).
"Когда я решился на подобный проект, Минск еще не был раскрашен бразильскими художниками. Я не знал, как долго власти будут согласовывать подобный проект, у меня нет регалий, в Союзе художников я не состою, так что мне пришлось выбрать максимально понятный сюжет, чтобы идею приняли", — рассказал художник, который в течение этого года планирует поработать над еще одним подобным проектом для города.
Изображенная в авторской манере картина понравилась главному архитектору, и тот предложил Писляку сделать и другие работы — прежде с подобными предложениями в Министерство архитектуры и строительства не обращались. Художнику пришлось пройти шесть самых разных инстанций, чтобы согласовать проект. Каждая из них выдает разрешение на реализацию проекта в течение пятнадцати дней. Так, сбор документации растянулся на три месяца, зато ни в одном учреждении — а Писляк обращался и в ЖЭУ, и в Министерство архитектуры, и в Администрацию района, в Министерство культуры, Городской художественный совет — не встретил препон.
"Через три месяца были готовы приступить к работе, нужно было достать из кармана деньги (две тысячи долларов), арендовать подъемник, подготовить стену. Решили попробовать собрать деньги на краудфандинговой площадке "Улей", тем самым и проверить, нужен ли городу такой проект", — рассказал историю финансирования Писляк.
Идея сработала, тем более что в друзьях художника оказалась Дарья Домрачева, которая увлеклась идеей и разрекламировала проект в соцсетях.
Работы художника украшают даже европейские города — одна из картин, нелегально оставленная Писляком на стене дома в Венеции, провисела там три года. Городские власти решили не уничтожать произведение неизвестного. А его знаменитая "Собака в подъезде", украсившая стену одного из домов в районе гостиницы "Пекин" еще до истории с репродукцией картины художника Хруцкого, не просто не встретила недовольства властей, но и пришлась им по душе.
"Когда приезжала китайская делегация, картину не просто не убрали, а отреставрировали — зашпаклевали нижнюю часть, со временем бумага подмокла", — вспомнил художник.
Прочь из офисов
"Говоришь себе: не хочу идти на работу, но ведь нужно прокормить семью! Это глупость, нужно заниматься тем, что любишь, что умеешь, и искать способ это монетизировать", — уверен Писляк, и публика из числа дизайнеров и художников разной степени успешности согласно кивает.
В истории с картиной Хруцкого источником монетизации таланта выступил не только краудфандинг, но и несколько коммерческих компаний, согласившихся профинансировать проект.
"В "Приорбанке", в компании velcom мне рассказали, что они выделяют средства на реализацию подобных проектов. Так что помощь можно найти при желании", — делится данными о том, где деньги лежат, Писляк.
Сам Писляк после реализации проекта стал получать больше предложений — кроме некоммерческих проектов он расписывает помещения на заказ.
"Цена, которую люди готовы платить, все растет, в среднем это 300-400 долларов за квадратный метр. Но некоторые проекты делаю и бесплатно — порой человек готов отдать на откуп стену, только твори", — признается почти бескорыстный художник.
Призвав напоследок аудиторию "делать то, что хочешь, и не делать того, что не хочешь", Митя показал ролики о том, как создавались некоторые его проекты, и удалился лично беседовать с присутствующими, разбирающими его визитки и готовыми покидать "душный офис".