Юлия Лиж, Sputnik.
На создание одной страницы тактильной книги уходит около 12-ти часов. А ведь нужно еще придумать, согласовать идею с издательством, покататься по городу в поисках материалов. Корреспондент Sputnik посмотрела, кто и как делает тактильные книжки для детей.
Специальная библиотека для незрячих в нашей стране есть, например, в Минске (ул. Коммунистическая, 42). В ее фондах — более 30 000 экземпляров. Это книги, набранные шрифтом Брайля или обыкновенным увеличенным шрифтом (для слабовидящих), а также аудиокниги на разных носителях. Преобладают учебники, научно-познавательная и художественная литература. Но все это — не для маленьких детей. Как по содержанию, так и по форме.
Книжки для дошкольников создаются единично и по принципу объемного пластика (то есть рисунки похожи на то, что делается формочками из песка). Но это не передает текстуры предметов, а ведь большую часть информации об окружающем мире малыши с нарушением зрения получают именно "на ощупь". Тактильная книга с осязаемыми картинками для них может стать хорошим учителем, да и просто интересным развлечением, вот только создавать их берутся единицы и, в основном, волонтеры.
В Минске подобный благотворительный проект решили реализовать программы "ЗаЧтение", "Мивия" и Научная библиотека БНТУ. Попав на один из их мастер-классов, корреспондент Sputnik убедилась: создание тактильных книг — необходимость.
"В популярных сейчас детских книжках-картинках есть две истории: одна рассказывается текстом, другая — рисунком. Они взаимосвязаны и малопонятны друг без друга. И получается, что дети, которые не видят, лишены целого пласта литературы ", — пояснила психолог и библиотекарь Ольга Вовк.
Современные тактильные книги практически нигде не делают, потому что близкое повторение — это нарушение авторских прав. Сшить можно только ту книгу, которую разрешит издательство.
"С книгами вообще много сложностей: пластиковые — дорогие, а бумажные быстро затираются, буквально за 4-5 прочтений. За границей такие книги тоже делаются, но и они дорогие и выходят в мизерном количестве", — отметила собеседница Sputnik.
Идея создания тактильных книг пришла одновременно и "ЗаЧтению", и "Мивии" (последние проводят экскурсии для незрячих и создают для них макеты городских зданий и мест — Sputnik). Позже девушки познакомились с Юлией Кучинской — кукольным хэнд-мэйд-мастером.
Первую серию книжек — "Истории о маленьком кролике" Кати Толстой — волонтеры уже сделали. На работу ушел год. Трогательная и мудрая сказка о кролике, который летает с зонтиком под дождем, играет с воздушным змеем и ищет море для своего кораблика, уже не раз была прочитана пальчиками незрячих деток. Сейчас несколько экземпляров хранятся в библиотеке БНТУ.
На очереди новая книжка — история про маленького Деда Мороза писательницы Ану Штонер. И поучаствовать в ее создании может любой, кто умеет пользоваться иголкой или ножницами. Эта помощь была бы очень кстати, ведь успеть хочется до Нового года.
Сейчас волонтеры консультируются с психологом о возможности проведения инклюзивного занятия (на котором незрячие детки и детки, которые видят, читают одну и ту же книгу). Подобного опыта, говорит Ольга, еще нигде не было. А дальше в планах запустить школу изготовления тактильных книжек: три субботы по шесть часов мастерицы будут учить создавать иллюстрации на примере какого-либо стихотворения.
Во время разговора Юлия периодически раскладывает на столе тканевые страницы и фотографирует все этапы работы, чтобы позже опубликовать в интернете подробную инструкцию по изготовлению книжки. А инструкция здесь действительно нужна. На одну страницу, без выкройки и вырезки, уходит 5 часов шитья, с прорисовкой и вырезкой — около 12-ти. А у "Маленького Деда Мороза", например, будет 14 страниц. То есть более 140-ка часов на одну книжку.
Корреспондент Sputnik попросила девушек рассказать, из каких этапов состоит создание тактильной книги.
Выбор книги
Как уже было сказано, его ограничивает круг издательств, которые готовы предоставить права.
Прорисовка макетов
Картинки из книжки переносятся на бумагу, увеличиваются, лишние детали убираются. Здесь самое сложное — упрощать, сохраняя при этом схожесть с оригиналом и авторский стиль художника. На первый взгляд, чем точнее будет перерисована картинка, тем лучше. На самом деле, множество мелких деталей усложняет восприятие.
Плюс существуют какие-то требования, стандарты. Например, если на рисунке человек расположен в профиль, то глаз, рук и ног все равно должно быть по два. Эти стандарты разработаны в России на основе, вероятно, зарубежного опыта. Но собеседницы Sputnik предпочитают учиться на собственном, спрашивая у детей.
Здесь же нужно продумать размер страницы и место, на котором будет расположен текст, потому что набранный шрифтом Брайля текст занимает в три раза больше места, чем обычный.
"Кстати, очень интересно набивается шрифт Брайля. Дырочки ставятся в одну сторону, а читаются в другую. Каждая буква — это квадратик из шести точек в определенном расположении, поэтому чтобы набить ее, приходится "зеркалить". То есть им намного сложнее писать, чем нам. При этом детки, которые не видят, и детки, которые видят, читают с одинаковой скоростью", — рассказывает Ольга Вовк.
Выкройки
На перерисованной картинке все равно остается много деталей, которые наслаиваются друг на друга, и во время перевода на выкройки нужно многое учитывать, например, оставлять место на сгибы.
Подбор материалов
Они должны быть контрастны по цветам, потому что у детей может сохраняться остаточное зрение. Плюс все материалы нужно подбирать с расчетом на то, что книжку будут стирать в воде или отдавать в химчистку. По этой же причине нельзя использовать клей.
"Материалы выбираются по собственным ощущениям. Мы стараемся по возможности сохранять цвета, чтобы книга и внешне была похожа на оригинал. У нас сейчас сложная задача: много "кожаных" тканей и нужно выбрать, какая из них будет которым зверем", - предлагает Юлия Кучинская.
Выбор материалов — не такая уж простая задача. Например, из чего сделать снег? Чтобы он был белый, пушистый и в то же время холодный. Решили остановиться на синтепоне, а под него придумали зашивать пакетик, чтобы снег шуршал. Из наполнителя для подушек — файбертека — можно сделать снег, который будет лежать на деревьях и крышах. А в мешок Деда Мороза —вложить детали конструктора Lego, чтобы на ощупь было похоже на запакованные подарки.
Все странички "тестируются" детьми из 188-й школы, ведь человек, который видит, все воспринимает и чувствует по-другому. СШ №188 — единственная в Минске школа для незрячих и слабовидящих. Ее ученики изучают предметы, занимаются хореографией и физкультурой, работают за компьютером.
"У них даже труды есть, Дети очень способные. Они и с красками работают, и шьют. По коридорам ходят совершенно спокойно. Могут случайно тебя задеть, и ты только потом вспоминаешь, что они вообще-то не видят", — рассказала Юлия Кучинская. Именно с этими детьми и будут проводиться инклюзивные занятия по чтению.
Перевод рисунков на ткань, вырезка и шитье
Это самый сложный этап для волонтеров, ведь помогать им шить приходит все время разное количество людей. Что-то делается вместе, что-то отдается на дом. Приходят и семьи с детьми. Кто-то предлагает собственные идеи.
"Когда мы шили первую книжку, нам кто-то сказал, что деткам нужно перед чтением потрогать Масю в объеме, потому что в книжке кролик то вниз головой летает, то в сторону, и это достаточно сложно для тактильного восприятия. И на одном из мероприятий одна из мам предложила сшить кролика. Вот так появился Масик", — вспоминает собеседница Sputnik.
Тем, кто никогда не видел снега и дождя, для кого лиса, кролик и медведь — просто слова, очень важна любая возможность понять окружающий мир. И где-то даже увидеть его сказочным. Стать маленьким Дедом Морозом — прийти и помочь в изготовлении тактильных книжек — может любой человек. Волонтеры собираются по субботам в конференц-зале Научной библиотеки БНТУ (ул. Коласа, 16).