МИНСК, 21 июн — Sputnik. Российские эксперты РАНХиГС, Института Гайдара и Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) отказываются признавать баклажаны из Беларуси белорусскими и ставят вопрос о достоверности сопроводительных документов.
Беларусь в 2013-2015 годах в разы увеличила поставки баклажанов в Россию, хотя внутреннее производство и уровень потребления баклажанов в самой республике оставался примерно на том же уровне.
"Позиции Турции на российском рынке замещают новые экспортеры. Например, основным экспортером баклажанов стала Беларусь – страна со схожими с Россией природными условиями, которые ей как-то "удалось" адаптировать для выращивания теплолюбивых растений. С 2013 по 2015 годы Беларусь нарастила экспорт баклажанов в Россию более чем в четыре раза", — говорится в докладе РАНХиГС, Института Гайдара и Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ).
Так, если в 2013 году импорт из Турции почти в два раза превышал поставки из Беларуси в РФ, то в 2015 году из Беларуси завозилось уже в два раза больше, чем из Турции.
"Однако Беларусь – не родина баклажанов. По данным Белстата, Беларусь удвоила их импорт в 2015 году по сравнению с 2014 годом. Производство овощей в Беларуси находится примерно на том же уровне, что и ранее, а потребление выросло незначительно, что свидетельствует о возможном скрытом реэкспорте продукции", — добавляют авторы.
В то же время в исследовании указывается, что сопоставление статистики торговых операций показывает наличие проблемы в статистическом учете. Так, если по российской статистике в 2015 году в РФ из Беларуси ввезено только 9 тысяч тонн баклажанов, то по статистике Белстата – 14 тысяч тонн. Существуют и расхождения с европейской статистикой.
"Евростат отчитался, что из ЕС в Беларусь в 2014 году поставлено 6,7 тысяч тонн, а в 2015 году — было 15,1 тысяч тонн, тогда как Белстат "увидел" только 2,1 тысячи тонн из них. Объемы поставок из ЕС в Беларусь соответствуют объемам поставок из Беларуси в Россию. В связи с этим встает вопрос о достоверности сопроводительных документов грузов и самих товарных потоках", — указывается в докладе.