Виталий Чуясов, Sputnik
В Беларуси планируют перерабатывать 99% отходов и стимулируют население страны собирать мусор отдельно.
Раздельный сбор мусора внедряется в республике уже около десяти лет, но практика показала, что до сих пор очень много людей просто не знают, что и как правильно делать.
В эксклюзивном интервью Sputnik заместитель министра ЖКХ Анатолий Шагун рассказал, на чем будет строиться кампания по раздельному сбору мусора, чем хороша депозитная система обращения тары для напитков и что мешает приходу частного бизнеса в сферу обращения вторичных материальных ресурсов.
На уровне сознания
"Цель 99" — так называется общереспубликанская информационная кампания по раздельному сбору коммунальных отходов.
"Мы стремимся вовлечь отходы в оборот, отдавая себе отчет в том, что на 100% сделать это не возможно. Но 99% — это наша цель", — заявил замминистра, комментируя название компании.
На очереди — доступным образом объяснить людям, что сегодня от них минимально требуется: какие конкретно отходы собирать раздельно, где их размещать, куда выносить. "Надо объяснять достаточно элементарные вещи", — констатировал Шагун.
Стимулировать людей более высокими тарифами на раздельный и нераздельный сбор, как это сделано в Западной Европе, замминистра считает эффективным, но трудно реализуемым. Более 80% жилья в Беларуси — это многоквартирные дома с мусоропроводами. "У нас нет возможности индивидуально подойти к людям, к их мусору, как это сделано на Западе, где за раздельный сбор ты ничего не платишь, а за смешанные отходы ты платишь деньги, поэтому у любого человека есть стимул как можно лучше все отсортировать", — объясняет специалист.
Не стоит хоронить посуду
Указом президента № 313 в 2012 году была введена расширенная ответственность производителей и поставщиков отдельных видов товаров и упаковки на белорусский рынок. К ним относится бумажная, стеклянная и пластиковая тара, автомобильные шины, батарейки, масла, бытовая техника и электроника. "Это послужило хорошим толчком в увеличении сбора вторичного сырья и вообще в плане перехода от методов административного регулирования в сферу создания экономических стимулов", — отметил Шагун.
Поставщики товаров и тары обязаны собрать определенную часть после превращения их в отходы и могут организовывать этот сбор самостоятельно или сделать отчисления на финансирование расходов общей системы сбора через специализированную государственную компанию.
Следующим шагом может стать депозитная система для стеклянных и ПЭТ-бутылок из-под напитков и жестяных банок, внедрение которой прорабатывается в настоящее время. В стоимость напитков будет закладываться определенная сумма, которую потребитель уплачивает при покупке и может вернуть, сдав посуду назад.
"Система хороша тем, что позволяет собирать не 30% тары, как сейчас, а 80% и более. У человека появляется заинтересованность в том, чтобы сдать конкретный вид бутылки или жестебанки, а не выбросить в контейнер", — объяснил эксперт.
Депозитная система позволит сократить расходы на сбор и сортировку, быстро выйти на высокие показатели переработки вторичных материальных ресурсов по этим видам упаковки, сократить объемы отходов, которые безвозвратно теряются при захоронении на полигонах.
"Базовые потребности общества сегодня обеспечены: мусор на улицах не лежит, захоранивается не в лесу, а на оборудованных санкционированных площадках. Но, решив эти базовые потребности, нужно переходить к мероприятиям устойчивого развития: сокращать потребление первичных ресурсов и максимально использовать то, что уже имеется в обороте", заявил Шагун.
Лучший стимул — тариф
Сбор более половины объема вторичных материальных ресурсов обеспечивает частный бизнес — его доля с принятием указа №313 выросла, что, по оценкам Минжилкоммунхоза, свидетельствует об улучшении экономические условий в данном сегменте. В секторе обращения с коммунальными отходами примеры работы частного бизнеса пока единичные. По мнению Шагуна, причина здесь кроется в большей степени не в административных барьерах, а в экономике.
"Существующий уровень тарифа покрывает базовые потребности — сбор, вывоз, захоронение. В некоторой степени позволяет организовать сортировку отдельно собранных отходов. Чтобы в эту сферу пришел частный бизнес, здесь необходимо найти дополнительные экономические стимулы для бизнеса, потому что сортировка смешанных отходов — это дополнительные затраты, и нужно найти источник, из чего их покрыть", — объяснил эксперт.
По мере изменения тарифной политики и появления дополнительных средств государство рассчитывает подойти к такой черте, когда проекты по сортировке коммунальных отходов будут интересны частному бизнесу. "Тогда мы не будем искать конкретных инвесторов и пробовать привести их за руку, а на конкурсной основе станем выбирать наилучшие предложения", — резюмировал собеседник Sputnik.