МИНСК, 13 июн — Sputnik. Советский и российский режиссер, сценарист Александр Сокуров отмечает во вторник свой 65-летний юбилей.
Массовая публика воспринимает Сокурова как непонятного и неудобного. Пресса и ценители говорят об элитарности и особом взгляде режиссера. Создается ощущение, что он всю жизнь плывет против течения. На самом деле — идет своим путем.
Первые существенные мировоззренческие конфликты начались еще во ВГИКе — учебу пришлось заканчивать досрочно. Администрация института спешила избавиться от "антисоветчика". Его "Одинокий голос человека" по сценарию Юрия Арабова в качестве дипломной работы не приняли, положили под замок и планировали уничтожить. История этой картины сама тянет на полноценный триллер.
Авторы ленты, чтобы спасти свою работу, взломали замок и заменили пленку. В итоге спустя почти десять лет — в 1987 году — дебютная картина Сокурова взяла Гран-при "Бронзовый леопард" на Международном кинофестивале в Локарно и была отмечена дипломом на Фестивале в Торонто и Онтарио.
Все, что Сокуров снимал в конце 70-х — начале 80-х, ждала такая же судьба: осуждение и полка, а затем — реабилитация и международное признание.
В 1995 году Европейская Киноакадемия включила имя Сокурова в число ста лучших режиссеров мирового кино.
В свое время, когда фильмы Сокурова не выпускали в прокат, а самого его обвиняли в формализме, "антисоветчине" и прочих грехах, даже угрожали, коллеги советовали ему — уезжай. Тарковский лично помогал организовать выезд. Но Сокуров не уехал, потому что, как гласит легенда, не смог бы жить без русского языка и Эрмитажа.
Сокуров по-прежнему живет в Санкт-Петербурге. И по-прежнему мыслит и действует вне мейнстрима. Помимо кино, возглавляет общественную группу активистов, которые пытаются вести диалог с властью на тему сохранения старого Петербурга.
Кино, по признанию мастера, никогда не было для него ценностью. "Все лучшее во мне создано литературой, но кино дает возможность создавать какие-то вещи", — объясняет он.
И судя по хроникам международных фестивалей, это по-прежнему очень достойные вещи.