Совещание главы государства с участием руководства силовых структур ожидалось 23 мая, однако эта встреча была перенесена на более поздние сроки. По всей вероятности, Александр Лукашенко соберет силовиков после своего возвращения из Казахстана, где 29 мая состоится саммит ЕАЭС и пройдут переговоры белорусского лидера с президентом России Владимиром Путиным.
Что в центре внимания?
При этом президенту действительно есть что обсудить с руководителями силового блока, как с точки зрения внутренней политики, так и в международном контексте.
Уже в ноябре 2019 года в Беларуси пройдут парламентские выборы, вслед за которыми практически сразу же страна включится в президентскую избирательную кампанию 2020 года. Между тем ожидается, что с 1 января 2020 года государственный секретарь Совета Безопасности Республики Беларусь генерал-лейтенант Зась все же возглавит аппарат ОДКБ, а значит, смена руководства отечественного Совбеза (координирующего центра для армии, спецслужб и правоохранительных органов) произойдет прямо посередине избирательного цикла.
С учетом того, что заместитель госсекретаря, курировавший работу МВД, полковник Втюрин месяцем ранее был арестован по обвинению в получении взятки, очевидно, что верхушку Совбеза ждет серьезное обновление. Несмотря на то, что список возможных кандидатур на должность госсекретаря и его заместителя уже составлен и доложен главе государства, подобные перестановки в важное для страны время заслуживают особого внимания.
Иной значимый вопрос в контексте предстоящего назначения Зася – это международное военно-техническое сотрудничество Беларуси с союзниками по ОДКБ и Российской Федерацией в частности.
С одной стороны, в прошлом году белорусский ВПК реализовал на внешних рынках продукцию более чем на 1 миллиард долларов США, из которых порядка 40% приходится на Россию, а с другой стороны, Минску и Москве до сих пор не удается договориться по некоторым особо чувствительным направлениям кооперации в сфере ВПК, и россияне продолжают попытки создания на своей территории производств, способных заместить белорусскую продукцию.
Кроме того, осенью 2019 года пройдут белорусско-российские военные учения "Щит Союза 2019", которые, по всей вероятности, также вызовут множество инсинуаций у наших "западных партнеров", хотя и не столь бурных, как в случае с учениями двухлетней давности "Запад 2017". Дело в том, что в этот раз маневры состоятся на территории РФ, поэтому вряд ли разного рода "эксперты" будут подсчитывать количество вагонов для военнослужащих и писать хоррор-сценарии об "оккупации".
Кроме того, в повестке предстоящего совещания однозначно будут темы, которые уже сейчас находятся в центре внимания и куда в ближайшее время будут брошены лучшие силы и средства. Речь идет о II Европейских играх, которые пройдут в Минске в период с 21 по 30 июня 2019 года. Ожидается, что в это время, помимо 4000 спортсменов из 50 государств, Беларусь посетят несколько десятков тысяч иностранных туристов, поэтому обеспечение безопасности во время проведения Игр – это фактически тест на профпригодность для отечественных силовиков. И в этом направлении уже просматриваются определенные риски, связанные с участившимися сообщениями о т.н. "ложном минировании" в местах массового скопления людей (торговые центры, вокзалы и пр.), которые в последнее время фиксируются в белорусской столице.
Обстановка в МВД и технологии дискредитации
Ну и наконец вопрос, который волнует социально-активную часть общества в связи с гибелью молодого офицера ГАИ в Могилеве и последовавшей за этой трагедией волной дезинформации как по самому случаю, так и по обстановке в органах белорусской милиции в целом.
Существует мнение, что смерть сотрудника активно используется определенными силами для дискредитации правоохранительной системы и министра внутренних дел Шуневича по аналогии с тем, как после самоубийства рядового Коржича в свое время раскручивался скандал вокруг Вооруженных сил, а наиболее "прогрессивные" деятели требовали отставки министра обороны Равкова.
Специалисты понимают, что Беларусь находится в эпицентре информационной войны между Западом и РФ (поэтому недавно и была принята Концепция информационной безопасности), а десятки миллионов долларов, выделяемые государствами НАТО, в первую очередь США, Великобританией и Польшей, на финансирование разнообразных "независимых" СМИ и анонимных источников информации в нашей стране лишь подтверждают эти выводы доказательными фактами.
Информационное пространство уже давно рассматривается военными аналитиками как поле военно-политического противоборства, поэтому вполне естественно, что на передовой линии противостояния оказались армия и МВД. Как правило, за счет подобных кампаний достигается несколько целей, включая формирование общественного недоверия к "родным" вооруженным силам и правоохранительным органам, распропагандирование личного состава и разжигание ненависти к высшим офицерам, дискредитацию руководства силовых структур в глазах верховной власти и побуждение к принятию ошибочных кадровых решений.
Классическим примером такого рода из отечественной истории являются нелепые слухи о шпионаже в пользу немцев императрицы Анны Федоровны, то есть "предательстве на самом верху", которые распространялись иностранными разведками и основательно разлагали Русскую императорскую армию, послужив одним из катализаторов Февральской революции и крушения Российской Империи в 1917 году. Еще один подобный пример – это операция германских спецслужб против Красной армии, когда в середине 30-х годов прошлого века руководству СССР подбросили информацию о "заговоре военных", что повлекло за собой массовые репрессии против командного состава РККА, которые, в свою очередь, послужили причиной кадрового дефицита и поражений советских войск в первые годы Великой Отечественной войны.
В Беларуси же наблюдается ситуация, когда вокруг реальных негативных проявлений определенными кругами устраивается информационный скандал, когда объективный анализ замещается истерией и провокацией панических настроений. Ведь, если посмотреть на происходящее с точки зрения исследования проблемы, то выяснится, что показатели суицидов в белорусской армии\милиции никак не отличаются в худшую сторону от аналогичной статистики в соседних странах и даже наоборот – морально-психологическая атмосфера в отечественных силовых структурах представляется более здоровой. При этом недавнее исследование Института социологии Академии наук показало, что большинство населения доверяет работе милиции и высоко оценивает уровень личной безопасности в стране.
Так же абсурдно выглядит, когда одни и те же "независимые ресурсы" сначала вовсю тиражируют версию о "цыганском следе" в деле о гибели сотрудника ГАИ в Могилеве и даже публикуют фотографии с автомобилем "Волга" "с российскими номерами", а затем вдруг возмущаются тем, что милиция отрабатывает эту информацию, требуют от министра "извинений" перед представителями цыганского меньшинства и сравнивают действия сотрудников с "еврейскими погромами". При этом можно с уверенностью утверждать, что если бы милиция не отработала сигнал о "цыганском следе" в Могилеве, то эти же СМИ на каждом углу с пеной у рта кричали бы о "бездействии", паниковали на тему "Куда идут наши налоги?" и вновь требовали бы отставки министра. То есть понятно, что цель подобных акций – не донесение информации потребителю либо содействие в установлении истины, а дискредитация МВД в глазах общества и побуждение власти к удалению из системы неугодных руководителей. Возможно, фигура Игоря Шуневича кому-то очень сильно мешает в перспективе выборов 2020 года, иначе достаточно сложно объяснить подобное стремление к его компрометации.