Вчера соцсети потряс очередной скандал, связанный со школой — в одной из минских школ, по сообщениям СМИ, директор не отпустила ребенка 8-ми лет в туалет на уроке, в результате ребенок обмочился. Позже он позвонил маме: малыш недоумевал — как досидеть до вечера в мокрых штанах. Мама сорвалась с работы и побежала в школу.
СМИ цитируют маму, которой директор сказала — если у ребенка проблемы с мочеполовой сферой — надо было предоставить справку. К тому же он просился выйти из класса с другим учеником. И, как рассказала женщина, никаких извинений, рефлексий и прочих эмоций, свойственных нормальному человеку, когда по его вине другой оказался в неловкой, если не сказать унизительной, ситуации. Сейчас, через сутки, в школе утверждают, что СМИ исказили ситуацию, и все было совсем не так. Вот только общество скорее на стороне переполненной эмоциями мамы.
Иногда мне кажется, что здравый смысл давно покинул иные школьные коридоры. В последнее время их все чаще сотрясают скандалы один шумнее другого. И учитель внушает скорее страх, чем уважение.
Недавнее самоубийство подростка в Барановичах произошло после совета профилактики в школе. Родители парня развелись, мама с сыном переехала из столицы в Барановичи, к своим родителям. В новом классе отношения у подростка не заладились. После драки с одноклассником подростка с мамой вызвали в школу. На педсовете ему так долго повторяли про колонию, милицию, статью о его вопиющем поведении на сайте школы, что на следующий день парня нашли в петле.
А когда по инициативе родителей одноклассников стали раскручивать инцидент нападения гимназиста на учительницу в минской гимназии №74, выяснилось, что к педагогу у учеников и их родителей немало вопросов, равно как и к ее методам воспитания. Оказывается, вся гимназия была в курсе ее педагогического ноу-хау — особо отличившиеся отправлялись учиться в коридор. Сидя на стуле под дверью они должны были внимательно слушать урок. А называть детей идиотами для нее было в порядке вещей.
"А голову ты не забыл?", "звонок для учителя", "лес рук — одни дубы" — все мы выросли с подобными "родовыми" травмами. И это вроде как было нормой. Школа всегда отказывала ученику в праве быть личностью, хотя и декларировала это. На сегодняшних родительских собраниях мы, взрослые люди, родители, часами слушаем, сколько клеточек надо отступать от полей и предыдущей работы. О каждом из детей далеко не всякий учитель считает нужным вообще хоть что-то сказать. В лучшем случае, можно что-то выспросить, оставшись после собрания.
Когда мои дети шли в школу, одна старшая знакомая сказала: надо научиться защищать своего ребенка от системы. Эта фраза показалась мне, школьнику советской поры, воспринимавшему "забытую голову" абсолютно органично, бессмысленной. Разве может быть неправа школа? Теперь я понимаю, что может. И что даже очень заслуженного с точки администрации педагога могут не любить и бояться дети, потому что клеточки важнее эмоций. И что защищать своего ребенка надо всегда.
* Мнение автора может не совпадать с позицией редакции