Будет ли Гройсман спасать Украину?

© Sputnik / Александр Максименко / Перейти в фотобанкПредседатель Верховной Рады Украины Владимир Гройсман
Председатель Верховной Рады Украины Владимир Гройсман - Sputnik Беларусь
Подписаться
Колумнист Sputnik Александр Шпаковский о новом украинском правительстве и перспективах его взаимодействия с официальным Минском.

Назначение нового состава украинского правительства во главе с бывшим спикером Рады Владимиром Гройсманом многие как в самой Украине, так и за ее пределами восприняли с осторожным оптимизмом и даже с  определенным энтузиазмом.

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк - Sputnik Беларусь
Эксперт: президентские шансы Яценюка невелики, но он попытается

Подобная точка зрения хотя и не бесспорна, однако имеет под собой некоторые основания. Гройсман, безусловно, не демагог и не площадный крикун. Он скорее управленец-практик, заработавший свой политический капитал не на Майдане, а конкретными успехами в деле руководства городом Винница, ставшим под его началом наиболее комфортным местом для жизни во всей Украине. Одновременно бывший спикер Рады — фигура, близкая к нынешнему президенту Порошенко, а в украинской ситуации любое усиление одного из властных полюсов само по себе является плюсом, так как приводит к большей управляемости, а соответственно адекватности внешней и внутренней политики. Кроме того, Гройсмана никак нельзя считать адептом радикального украинского национализма, а все его антироссийские выпады, во-первых, носят достаточно сдержанный характер в сравнении с высказываниями иных украинских лидеров, а во-вторых, являются скорее следствием стремления следовать в общем тренде, нежели  искренними убеждениями.

То есть, на первый взгляд,  у нового украинского правительства есть все необходимое для того, чтобы начать "жить и творить": набор профессиональных компетенций, поддержка президента, а также кредит доверия со стороны населения и международного сообщества. Однако в украинской политике существует ряд специфических факторов, которые могут не только обнулить все плюсы кабинета Гройсмана, но в считанные месяцы превратить министров из подающих надежды героев-реформаторов "европейской Украины" в очередных чиновников — "камикадзе" по опыту  правительства Яценюка.

Коррупция

Развал государственного управления в Украине, конечно же, начался задолго до президентства Петра Порошенко и уж тем более до назначения Владимира Гройсмана, однако работать в условиях полураспада придется именно новому премьер-министру.

Коррупция во власти является настолько органичным явлением, что даже рядовые активисты Майдана, вроде как "восставшие" против произвола чиновников режима Януковича, попадая в элиту, моментально обрастают сомнительными связями и занимают свое место в цепочке потребления. Это удивительно, но еще недавно маргинальные лидеры полуподпольных националистических группировок, а ныне респектабельные депутаты Верховной Рады, столь же уверенно называют суммы откатов и занимаются рейдерством, как и матерые бывшие "регионалы", прошедшие сквозь огонь, воду и медные трубы 90-х.

Можно двояко посмотреть на действия нового правительства в части отстранения иностранцев от управления Украиной. С одной стороны, приглашенные зарубежные "специалисты по реформам" явно были в большей степени подотчетны в своей деятельности зарубежным посольствам, а не украинскому руководству. Но с другой точки зрения — не является ли показательный отвод иностранцев, выписанный Гройсманом, определенной защитной реакцией украинской элиты, не заинтересованной в глубоком проникновении "варягов" в "святая святых" взяток и "распилов" киевского бомонда?

Кроме того, новый Кабмин сформирован по традиционному для Украины принципу землячества. Хотя, в общем, стремление премьер-министра подтянуть во власть людей из команды, работавшей под его руководством в Виннице, вполне понятно и объяснимо, однако критики уже говорят о том, что "винницкие" пришли на смену "донецким" и зовут народ на очередной Майдан.

Политическая анархия

Здесь нужно понимать, что любая неудача правительства обязательно будет использоваться конкурентами Порошенко для дискредитации правящего режима и речь идет в первую очередь не о внешних, а именно о внутренних оппонентах украинского лидера. Вообще, роль внешнего фактора в украинской политике сильно преувеличивается и истеблишмент, похоже, вполне сознательно допускает существование мифов о многочисленных "агентах Путина" и "руке Кремля" в собственных рядах. Эти домыслы впоследствии объединяются в общую теорию "здрады", которой удобно оправдать любой провал в глазах населения и которую практически каждая из существующих в Украине политических сил (зачастую достаточно умело) пытается применять в пику конкурентам для достижения собственных целей.

То есть, возвращаясь к правительству Гройсмана, очевидно, что и воскресшая, словно птица Феникс, дива украинской политики Юлия Тимошенко, и олигарх Игорь Коломойский, и Олег Ляшко, равно как и одесский губернатор Саакашвилли в кампании с мэром Львова Андрием Садовым будут нещадно громить Кабмин за каждый промах. При этом набор обвинений от "здрады" (связей с Путиным!) до "шахрайства" (коррупции) уже сейчас можно предугадать с уверенностью, близкой к 100%.

С учетом того, что от некогда мощной правящей коалиции в Верховной Раде, состоявшей из 300 депутатов, осталось всего 230 (при необходимом большинстве для принятия решений в 226 голосов), ясно, что легкой жизни на посту премьер-министра Владимиру Гройсману не видать.

Бандитизм и радикальные настроения

Украинская власть упорно цепляется за идею "соборности", несмотря на то, что огромная по европейским меркам, 42-миллионная страна объективно не может быть скроена по одинаковым лекалам.

Попытка причесать под одну гребенку весьма разные в этническом, религиозном и даже цивилизационном смыслах регионы, да еще в условиях ограниченной дееспособности центральной власти, уже стала одной из основных причин двух Майданов, потери территории Крыма и гражданской войны на Донбассе. При этом процесс еще явно не закончен, регионы Украины продолжают требовать децентрализации: тревожные сигналы доносятся из Одесской области, Закарпатья и других частей страны.

Однако, в современных реалиях любой государственный деятель, поднимающий тему автономизации или федерализации (скажем, по примеру ФРГ), обречен на моментальную политическую смерть. Он неизбежно получит клеймо "изменника Родины", "агента Москвы", будет с позором изгнан со всех руководящих постов (а то и вовсе из страны) и хорошо, если вообще сохранит собственную жизнь. В такой ситуации любое дельное предложение, способное вывести хотя бы на уровень дискуссии существующие проблемы государственного устройства, нежизнеспособно, так как предсказуемо закончится лишь тем, что беснующиеся радикалы, действующие по указанию кого-либо из бонз украинской политики, подожгут очередную порцию покрышек у здания правительства.

Распространение различных несистемных экстремистских группировок, занятых откровенным бандитизмом под видом националистов и "ветеранов АТО", станет еще одним риском правительства Гройсмана. Очевидно, что пока в Киеве и других регионах правит бал подобная вольница, наладить эффективное управление страной, а уж тем более вернуть под украинскую юрисдикцию Донбасс  просто не получится.

Экономика

Тяжелейшей головной болью нового правительства станет удручающее состояние национальной экономики. Ассоциация с ЕС предсказуемо не принесла Украине никаких материальных дивидендов, а внешнеторговые связи с государствами СНГ уже существенно ослаблены вследствие общего экономического упадка и конфронтационных действий предыдущего правительства. Некоторые позиции (в первую очередь на российском рынке) для Украины потеряны практически безвозвратно. Кроме того, вследствие драконовских "реформ", проведенных правительством Яценюка ради получения кредита МВФ, около 1,5 миллионов украинцев по данным ООН оказались на грани голода. То есть разорванные экономические связи, растущие обязательства по внешним кредитам и стремительно нищающее население — именно такое наследство получил Владимир Гройсман от своего предшественника.

Белорусский фактор

Особых сложностей для нового украинского премьера в процессе налаживания отношений с ближайшими соседями не предвидится. Прагматизм официального Минска будет понятен технократу Гройсману.

Столкновения протестующих с милицией в центре Киева - Sputnik Беларусь
Ответственность за экстремизм и его пропаганду будет усилена с мая

Более того, в условиях пикирующей экономики и конфронтации с Россией наша страна может стать последней ниточкой, связывающей Украину и рынок ЕАЭС.

Однако чрезмерно обольщаться тоже не стоит: Беларусь уже потеряла в Украине около 1,7 миллиарда долларов США экспортной выручки, и состояние украинских финансов пока не предвещает ничего хорошего в плане улучшения ситуации. Скорее наоборот, внешнеторговые обороты с Украиной продолжат уменьшаться, хотя данный рынок и сохранит свою значимость.

Непредсказуемая политическая ситуация у южных соседей может внести свои коррективы в экономику. Ведь если посмотреть объективно, то Беларусь и подчеркнуто "антисоветская" и антироссийская Украина представляют собой совершенно разные системы, абсолютно чуждые идеологически. Ситуацию пока спасает тот факт, что у сторон хватает ума не учить друг друга правилам жизни. Однако где гарантии, что подобное статус-кво надолго и в ситуацию не вмешается кто-то третий?

Судя по сообщениям правоохранительных органов, Украина уже стала Меккой для белорусских экстремистов, а посольство нашей страны в Киеве националисты атакуют немногим реже, чем российское. Поэтому официальному Минску целесообразно продолжать прежнюю линию на сотрудничество. Однако готовиться надо к любому повороту событий: то есть внимательно анализировать обстановку, прогнозировать развитие событий и надеяться, в первую очередь, на собственное влияние в Украине, а не на Гройсмана либо иных политических лидеров.

Лента новостей
0