Виталий Чуясов, Sputnik
Беларусь признала положительным российский опыт создания жилищных инспекций, но пока не может перенять его из-за отсутствия конкурентной среды между частными и государственными обслуживающими организациями.
В эксклюзивном интервью Sputnik заместитель министра ЖКХ Анатолий Шагун рассказал, в чем смысл эксперимента по разделению функций ЖРЭО, и почему частный бизнес не спешит участвовать в конкурсах на обслуживание жилого фонда.
Разделяй и контролируй
В Первомайском и Партизанском районе Минска с 1 марта проходит эксперимент по разделу функций жилищных эксплуатационно-ремонтных объединений. Традиционно ЖРЭО выступает заказчиком работ по текущему обслуживанию и ремонту жилфонда. Подрядчиками выступают ЖЭСы, которые подчиняются тем же ЖРЭО.
"В таких условиях неизбежно возникает внутренний конфликт интересов, который трудно преодолеть в рамках действующей системы", — заявил заместитель министра ЖКХ Анатолий Шагун в эксклюзивном интервью Sputnik.
Эксперимент заключается в том, чтобы развести функции заказчика и исполнителя (подрядчика) по разным организациям. Из ЖРЭО выделяется служба заказчика и непосредственно подчиняется ГУ "Минское жилищное коммунальное хозяйство", которое будет управлять жилищно-коммунальным хозяйством столицы. Функции службы исполнителей будут выполнять жилищно-эксплуатационные участки, которые будут подчиняться администрациям районов города.
В результате реформы ЖЭУ станут хозрасчетными предприятиями, что будет их отличать от сегодняшних ЖЭСов. Они выступают в роли чистых подрядчиков — занимаются техническим обслуживанием, текущим ремонтом, уборкой территории и т.д. Контролировать качество выполнения этих работ будет служба заказчика. Основу, как служб заказчика, так и служб исполнителя, составят кадры, прошедшие обучение и профессиональную аттестацию, что позволит повысить качество оказываемых услуг. "Разделение позволит объективно оценивать работы и исключить ситуацию, когда собственник, с одной стороны, должен обеспечивать свои подразделения объемами и зарплатой, а с другой стороны — контролировать, как они эти работы выполняют", — объяснил Шагун цель эксперимента.
Альтернативой разделению ЖРЭО было создание жилищной инспекции — специального контролирующего органа. Такая инспекция действует в Российской Федерации, и в Беларуси изучали опыт соседей, признав его положительным. Но пока решили отнести его внедрение на более поздний срок. Это связано с тем, что жилье в России обслуживается управляющими организациями, как правило, негосударственной формы собственности. В таких условиях без контрольного органа работать было бы очень сложно. В Беларуси более 90% обслуживаются организациями, подчиненными местным органам власти, у которых имеются все административные рычаги воздействия. "Поэтому на данном этапе мы посчитали, что инспекция для нас — это перспектива будущего, когда у нас на рынке ЖКУ появится большое количество негосударственных организаций", — объяснил Шагун.
Почему не спешит частник
Процесс создания конкурентной среды в ЖКХ идет уже несколько лет. Однако частный бизнес пока не торопится идти в эту сферу. Несколько негосударственных компаний приняли участие в конкурсах на право обслуживания жилого фонда и одержали в них победу. Но дальше они столкнулись со специфической проблемой: у компаний появляются риски, которые они не могут контролировать и просчитывать.
"Поскольку тарифы на обслуживание жилья сегодня субсидируются из бюджета, то организациям для рентабельной работы в любом случае необходимо обращаться за бюджетной поддержкой. Не хочу сказать, что это очень сложная система, но она требует хорошо налаженного учета. Нужно ежеквартально доказывать финансистам, что твои затраты обоснованы и т.д. И в этих условия система пока не прижилась", — был вынужден констатировать собеседник Sputnik. По оценкам Шагуна, к этому сегменту рынка частный бизнес начинает проявлять активный интерес, исходя из зарубежного опыта, при уровне оплаты населением от 80% от понесенных затрат.
Из специалиста — в мастера
С 2014 года в белорусском ЖКХ начали появляться хаус-мастера — специалисты широкого профиля, способные самостоятельно выполнять большинство работ по обслуживанию жилья. Сейчас идет отработка системы и обучение работников, готовых работать хаус-мастерами. "Здесь многое зависит от качества кадров. Если мы подбираем их удачно, то имеем определенный эффект. Если же просто на бумаге переименовать одного работника в хаус-мастера при том, что его квалификация останется на прежнем уровне или у него не будет желания к труду, то положительного результата не достигнуть", — убежден Шагун.
Надежды на хаус-мастеров также связаны с вопросом повышения уровня оплаты работников ЖКХ, который несколько ниже, чем средний по стране. "Конечно, человек осваивает смежные профессии, повышает квалификацию и вправе рассчитывать на большие деньги. С другой стороны, уровень оплаты труда должен подтверждаться соответствующими объемами работ, которые выполняются быстрее и лучше, системно и своевременно, чтобы не допускать создания аварийных ситуаций", — рассуждает эксперт. По его оценкам, продвижение идеи хаус-мастеров — специалистов, которые будут комплексно отвечать за состояние конкретных домов — может быть выполнено за несколько лет.