Закрытие пункта пропуска с Латвией: страдают и бизнес, и простые люди

© Sputnik / Виктор ТолочкоПункт пропуска на границе
Пункт пропуска на границе - Sputnik Беларусь, 1920, 27.09.2023
Подписаться
Эксклюзив
В последние два года латвийская сторона старалась пропускать через свои пограничные пропускные пункты минимальное количество транспортных средств.
ВИТЕБСК, 27 сен – Sputnik. Некоторое время назад Латвия закрыла один из приграничных пунктов пропуска с Беларусью. Это породило ряд сложностей не только для грузоперевозчиков, но и для рядовых граждан.
Sputnik поинтересовался у сотрудников пограничных служб, кто действительно пострадал от действий латвийской стороны и как таможенные органы двух стран взаимодействуют сейчас.

Самый современный

На прошлой неделе Латвия закрыла один из двух работающих транспортных пунктов пограничного пропуска с Беларусью – "Силене". Как сообщили Sputnik в Полоцком пограничном отряде и Витебской таможне, "Урбаны-Силене" был самым востребованным и загруженным из двух пунктов.

"После закрытия "Силене" нагрузка на оставшийся пункт пропуска с Латвией "Григоровщина-Патерниеке" возросла минимум на 30 процентов. Стоит отметить, что на сегодняшний день "Урбаны" – самый современный пункт пропуска в Витебской области", – сообщили в Полоцком погранотряде.

По словам собеседников, с 2019 по 2022 годы в пункте пропуска прошла масштабная реконструкция, что увеличило его пропускную способность до тысячи транспортных средств в сутки, "Григоровщина" рассчитана на пропуск 600 транспортных средств. Но, несмотря на столь большую разницу между пропускной способностью, всплеска по пересечению грузовым транспортом "Григоровщины" таможенные органы не наблюдают.
"Главной и, пожалуй, единственной причиной того, что транспорта, пересекающего границу через второй пункт пропуска, не стало больше, является медленная работа латвийской стороны. Если посмотреть на сайтах таможенных и пограничных органов прямую трансляцию из "Григоровщины", то можно увидеть, что колея из автомобилей в сторону Латвии стоит всегда. Раньше такого не было: подобные очереди выстраивались, когда что-то барахлило либо у латвийской стороны проходили какие-то спецмероприятия. Традиционно легковые машины всегда шли через "Григоровщину" без проблем, а в последние дни там всегда стоит очередь. Грузоперевозки тоже страдают – сейчас за сутки латвийские пограничники могут пропустить в белорусскую сторону менее 100 грузовых автомобилей", – сообщили представители Витебской таможни.
Согласились с коллегами и пограничники, отметившие, что латвийские пограничники уже года два работают, не спеша, а нормы, установленные двухсторонними соглашениями, не выполняют.
"Когда строится пункт пропуска, то между государствами всегда заключается соглашение, где оговаривается пропускная способность этого пункта с каждой стороны, чтобы не было пробок, но в последние пару лет Литва и Латвия соглашения не соблюдают. Из-за этого и белорусским пограничникам приходится работать медленнее, чтобы машинами не был забит весь пункт пропуска. Причин столь медленной работы литовских пограничников мы не знаем", – резюмировали в погранотряде.

Без общения

По словам собеседников, ранее между белорусскими таможенниками и пограничниками и их латвийскими коллегами были налажены довольно хорошие связи. Проблемы можно было решить с помощью нескольких телефонных звонков, латвийцы делились планами по улучшению пропускной инфраструктуры на пунктах пропуска. Но года два назад латвийская сторона свела к минимуму обмен информацией.
Как отметили в Полоцком пограничном отряде, изучая латвийские СМИ, пограничники пришли к выводу: не исключено закрытие "Силене", и направили коллегам письмо с запросом. Ответ получили лишь за два часа до закрытия пункта, хотя видимых признаков подготовки к его закрытию не было.
На Витебской таможне также отметили, что, если в 2018-19 годах между службами двух стран периодически проходили совещания по улучшению совместной работы, то сейчас общение практически сведено к нулю.
"Чьи граждане пострадали больше от закрытия пункта пропуска? Сложный вопрос, но, если разобраться, то недалеко от этого пункта с латвийской стороны находится Даугавпилс, а с белорусской – Браслав, то есть это приграничье. Латвийские граждане, посещая Беларусь, активно пользовались безвизовым режимом, который был введен для них в прошлом году, так что в этом случае, конечно, пострадали больше они", – объяснили в погранотряде.
Пограничники сообщили, что и грузоперевозки между двумя странами, несмотря на заметно снизившуюся скорость работы пропускных пунктов, до закрытия "Урбаны-Силене" шли активнее, причем, грузы перевозились, как в одну, так и в другую сторону. Сократилось также с пяти до одного-двух количество проходящих в сутки туристических автобусов.
Кроме того, теперь всем – и белорусам, и латвийцам – при поездке из Минска в Ригу нужно делать приличный крюк по территории Беларуси в направлении пропускного пункта "Григоровщина-Патерниеке", а затем еще один – по территории Латвии, отстояв длинную очередь на границе.
Вот и получается, что от закрытия пункта пропуска больше всего пострадали обычные люди, для которых при пересечении границы искусственно созданы большие проблемы, и неважно, какой они национальности.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Лента новостей
0