Люблю, надеюсь, жду: о жизни и творчестве Валерия Маслюка

© Photo : НАДТ им. М. ГорькогоВалерий Маслюк
Валерий Маслюк - Sputnik Беларусь, 1920, 13.11.2021
Подписаться
Прошло уже 20 лет, как не стало одного из ярких личностей белорусского театра Валерия Маслюка. О режиссере и его работах вспоминает театральный критик Татьяна Орлова.
Он прожил совсем короткую жизнь — 48 лет, но успел сделать очень много. В 27 лет стал главным режиссером Могилевского областного театра драмы, где зарекомендовал себя смелым и дерзким постановщиком. В 30 лет был приглашен в Минск и возглавил НАДТ имени Горького. За год стал лауреатом премии Ленинского комсомола Беларуси и Госпремии БССР. Проработал на сцене Русского театра почти 10 лет и уехал назад в Витебскую область (он родился в селе Ропно Полоцкого района и считал все витебское своей родиной). Руководил Белорусским академическим театром имени Якуба Коласа до самой смерти.
Режиссеры входят в пору творческой зрелости поздно. Такая уж это профессия. Для нее слишком многое надо понять в жизни. Как правило, первая ее половина уходит на учебу, вторая — на осуществление разного рода идей. Земное пребывание часто заканчивается раньше, чем этим идеям удается стать реальностью.
Маслюк успел получить два театральных образования: актерское в Ленинграде и режиссерское в Белорусском театрально-художественном институте. Обе профессии использовал в полную силу, к тому же писал стихи и пьесы. Круг его увлечений был очень велик: от рыбалки до создания художественных полотен.
О его спектаклях много писали и спорили. В могилевский период творчества на спектакль "Любовь, джаз и черт" по пьесе литовского писателя Юозаса Грушаса приезжали критики из Москвы и Ленинграда. Восхищались работой режиссера, актеров и с наслаждением слушали в ту пору запретный джаз. Ну а могилевская молодежь ломилась на спектакль. Аншлаги были обеспечены. Тогда же Маслюк решился на еще один эксперимент — поставил запрещенную пьесу Купалы "Тутэйшыя". Он соединил текст пьесы Купалы с его стихотворением "Вечная песня" и сам исполнил роль Янки Здольника.
© Photo : НАДТ им. М. ГорькогоВалерий Маслюк с актерами
Валерий Маслюк с актерами - Sputnik Беларусь, 1920, 11.11.2021
Валерий Маслюк с актерами
Минский период жизни Валерия Маслюка был очень насыщенным событиями. Сам режиссер признавался мне в интервью: "Позитивный процесс перемен в стране потребовал перестройки театрального дела. С января 1987 года коллектив живет в условиях комплексного эксперимента".
Это были и новые экономические условия, и усложнение репертуара. Уход от эстрадных шоу, легких комедий, мелодрамы в сторону серьезности и желания стать университетом духовной культуры. Что-то получилось, а что-то нет. Классика — "Гамлет", "На дне", "Три сестры" успеха не имели. Самое обидное, что Маслюку, как и более поздним режиссерам Русского театра, не удалось закрепить в репертуаре пьесы Горького, чье имя носит коллектив. Зато довершилось построение Малой сцены в маленьком дворовом особнячке. И, конечно, огромным событием стала постановка Маслюком "Знака беды" Василя Быкова. Театр показал этот спектакль на традиционном фестивале "Прибалтийская театральная весна" в Таллинне, чем вызвал интерес театральной общественности Советского Союза к белорусскому театру.
Думаю, что ушацкий парень, интеллигент новой генерации и знаток белорусской истории Валерий Маслюк очень скучал по национальному театру и решил все-таки, несмотря на успех, покинуть столицу.
Уехать из столицы в областной город всегда опасно. Лучше, когда получается наоборот. Это вроде как повышение. Но сколько судеб расцветало в провинции и погибало в столице! В конце концов, самое главное — не изменить самому себе. Вдали от шума и суеты художнику лучше работается. Театральный режиссер и общественный деятель Маслюк был также известен как хороший поэт. К его занятиям литературным творчеством в Витебске прибавилось еще одно: он стал писать пьесы.
© Photo : НАДТ им. М. ГорькогоВалерий Маслюк
Валерий Маслюк - Sputnik Беларусь, 1920, 11.11.2021
Валерий Маслюк
Случайно ли это? Во времена перестройки и активного наступления на догмы и предрассудки, свержения авторитетов среди вещей проходных и конъюнктурных Валерий Маслюк своим особым чутьем отмечал для себя произведения вечные: о том, как важно в любой ситуации оставаться Человеком. В наш расшатанный и разрушительный свет человек послан как существо миролюбивое. Он обязан продолжать род, растить детей и возделывать землю. Из этой простой истины не слишком легко сделать эффектное зрелище или яркое сценическое произведение.
Все последние спектакли Маслюка в Витебске были авторскими. Сначала он придумал пьесу "Вялікая сумная рыбіна, якая чакае", поставил ее и сыграл в ней главную роль. Это был странный монолог о том, что мучает его, Маслюка, и чего он так не любит в окружающих. Спектакль был похож на дневниковые записи. Потом он придумал спектакль "Под солнцем". Здесь он был драматургом и режиссером, а играл практически весь театр. Мощная поэма с символическим названием произошла от сплава личной и гражданской боли художника с чтением Библии. Умная вечная книга успокаивает обещанием "что было, то и будет". В эпиграфе спектакля было написано: "Усходзіць сонца, і заходзіць сонца, і спяшыць да месца свайго, дзе яно ўсходзіць". Но жизнь наша коротка и вечность не утешает.
Маслюк всегда смотрел дальше режиссерской профессии. Ему помогал литературный дар. В том спектакле очень поэтический Маслюк напоминал, что мир ушедших из жизни людей и накопленные ими духовные ценности пронизывают наше существование. Мы перед ними в ответе. В том спектакле на огромной вертикальной конструкции были как бы разбросаны люди-звезды в золотистых одеяниях. В них легко угадывались исторические фигуры, мудрецы всех времен и народов, но прежде всего те, что жили на белорусской земле. Сопоставляя прошлое и настоящее, режиссер напоминал, что любое слово и действие отзовется. Добром или злом. Жизнь расставляет ловушки и испытания, проверяя на прочность. Вечное он проецировал в сегодняшний день родной Беларуси.
Маслюк любил повторять: "Я упрямый. Я крестьянин". Когда делал свой последний спектакль по пьесе шведского драматурга Сверлинга "Шлюха из Гарлема", назвав его "Люблю, надеюсь, жду", вставил в текст белорусские куски размышлений о сегодняшней жизни. Они сделали пьесу написанной словно о сегодняшнем дне, поэтому спектакль замечательно принимался зрительным залом.
Спектакль построен как открытый разговор артистов со зрителями. Сцена открывается во всей паутине балконов, конструкций, штакетин, обшарпанных стен. Она без декораций. Все как на первых репетициях. На небольшом подиуме несколько разностильных стульев. Артисты без имен. Они претенденты на роль, одну единственную и, естественно, вступают в борьбу — соперничество. Кто-то сдается сразу, другие пользуются запрещенными методами. Пьеса про театр, но спектакль о жизни вообще. Режиссер надеялся, что мы его поймем.
© Photo : НАДТ им. Я.КоласаВалерий Маслюк
Валерий Маслюк - Sputnik Беларусь, 1920, 11.11.2021
Валерий Маслюк
Его спектакль в Национальном академическом театре имени Якуба Коласа "Кахаю, спадзяюся, чакаю…" выпускали уже без него. Эта работа была показана на сцене Купаловского театра столичным зрителям.
Она определена создателями как монологи о театре, но по существу, это один последний монолог Маслюка, его прощание. Особенностью его работ последних лет стала исповедальная манера. В творчестве он был не по-современному искренен, спешил открыть свое сердце и душу, хотя и стеснялся пафоса и нежных чувств. Очевидно, что ему не подходили чужие пьесы, и он стал создавать свои. Иногда на основе переосмысления чужого материала, иногда свои собственные.
После ухода Маслюка из жизни друзья и поклонники театра собрали деньги и издали книгу стихов и пьес замечательного талантливого человека Валерия Маслюка.
Также на Sputnik:
Дмитрий Орлов и история Русского театра: в памяти друзей и дочери
Память, говори: Геннадий Буравкин и звездный курс журфака
Экслибрис, батлейка, плов и многое другое о Гурии Барышеве
Королева Русского театра Александра Климова и ее магическая сила таланта
Лента новостей
0