В двух предыдущих публикациях было вспомнено о выступлении игроков минского "Динамо" на трех чемпионатах мира: нападающего Эдуарда Малофеева в Англии-66, защитника Сергея Боровского в Испании-82 и хавбека Сергея Алейникова в Мексике-86.
Количество — еще не качество
Если отталкиваться от количества, то настоящая "белорусская экспансия" случилась на мундиале-90 в Италии. В состав сборной СССР, которую привез на Апеннины наставник Валерий Лобановский, оказались включены сразу три уроженца Беларуси, игравшие в разные годы за минское "Динамо": Сергей Алейников (7-й номер, 28 лет), Андрей Зыгмантович (17-й номер, 27 лет) и Сергей Горлукович (20-й номер, 28 лет).
Причем все наше трио пользовалось в Италии доверием Лобановского, словно это были игроки родного для Валерия Васильевича киевского "Динамо". Другое дело, что количество не перешло в качество, ибо в целом советская сборная образца июня-90 оставила очень странное впечатление.
В кои-то веки Лобановского попрекали как за погрешности при выводе команды на пик формы — "красная машина" по-настоящему поехала лишь в третьем матче группового турнира с Камеруном, так и за тактические предпочтения. Критики имели на то основания, ибо команда СССР, проиграв два первых матча — румынам и аргентинцам, не вышла в плей-офф.
Но обо всем по порядку.
Судьбы футбольные
И начать надо, видимо, с персоны Сергея Горлуковича, который, мягко говоря, не был по достоинству оценен в родных пенатах. Уроженец поселка Боруны Ошмянского района Гродненской области, он является воспитанником могилевской СДЮШОР-7. Однако Сергей заявил о себе как хавбек "Гомсельмаша" — мощный, агрессивный, предпочитавший не нанизывать оппонентов на вертел дриблинга, а просто затаптывать их в землю. Этот несомненный атлетизм вкупе с упоенным отношением к футболу и позволили Горлуковичу выделиться на фоне второй лиги, получив предложение перейти в минское "Динамо", которое в 1985 году тренировал Иван Савостиков.
Сергей однозначно не стушевался в высшей лиге, быстро став своим в составе белорусского флагмана в качестве полузащитника. Более того, он запомнился, например, тем, что в компании Георгия Кондратьева и Александра Дозморова предстал в одном из матчей с бритой под "ноль" головой. А надо сказать, что в середине 80-х годов прошлого века такая прическа имела либо "армейский", либо "тюремный" след, следовательно, три гаврика, "обритых под Котовского", произвели культурный шок. Но дело заключалось просто в том, что Горлукович, Кондратьев и Дозморов проиграли спор, на кону которого и стояло посещение цирюльника.
Кстати, весьма скоро после того памятного появления на поле минского стадиона "Динамо" с головой, посылавшей "солнечных зайчиков", Сергей расстался с "бело-голубым" лагерем, отправившись в стан "Локомотива" покорять Москву. С тех пор Горлукович никак не связан с белорусским футболом.
Однако! Не будем отказываться от олимпийского чемпиона-88 в Сеуле! А еще четырехкратного победителя чемпионата России, одного из тех игроков московского "Спартака", которые являлись знаковыми фигурами для "красно-белых" в победоносных для "народной команды" 90-х годах.
Но тут надо отметить, что важнейшей вехой в карьере Горлуковича стал немецкий период. Сергей выступал в бундеслиге, защищая цвета "Боруссии" из Дортмунда и "Байера" из Юрдингена. Именно в Германии хавбек Горлукович остался в прошлом, уступив место сверхжесткому защитнику, способному сыграть как в центре, так и на фланге. Да еще как! Сергей не знал жалости ни к себе, ни к соперникам, на которых просто наводил ужас, в том числе и своими воинственными гримасами.
Горлукович, в принципе, не стеснялся "брать на испуг", из матча в матч реализовывая на практике рекомендацию, которую дал ему в Минске старший товарищ Юрий Курненин: "Защитнику противопоказано одиночество. С тобой всегда кто-то должен оставаться — или мяч, или тот, кто хотел пройти к твоим воротам".
И оставались. В пропорции "50 на 50". Поэтому желтых карточек Горлукович нахватал изрядно, но подлости, ударов исподволь никогда не совершал. Впрочем, Деда (обо всем говорящее прозвище!) все равно боялись как огня.
Первые советские легионеры
Мундиаль-90 для советской сборной имел еще одну судьбоносную особенность. Впервые в состав команды СССР были включены футболисты, выступавшие в зарубежных клубах. Тот же Горлукович приехал в стан национальной дружины из Дортмунда. Голкипер Дасаев представлял испанскую "Севилью", хавбеки Алейников и Заваров являлись игроками итальянского "Ювентуса". Защитник Хидиятуллин выступал во Франции за "Тулузу". Плюс у полузащитника Раца был контракт с каталонским "Эспаньолом".
Кстати, при разборе полетов по горячим следам Италии кое-кто из экспертов одной из причин провала как раз и называл этот фактор. Дескать, Лобановскому не удалось подготовить по-настоящему монолитную команду именно по причине легионеров, которые уже не терпели тоталитарной модели руководства.
Тем не менее, отметим, что и до мундиаля сборная СССР, мягко говоря, не впечатляла в выставочных баталиях. Не обыграла в Лос-Анджелесе колумбийцев — 0:0, а победы над Коста-Рикой (2:1) и США (3:1) сменились фиаско в баталиях с Ирландией (0:1) и Израилем (2:3). Причем, обратите внимание, какие соперники были выбраны Лобановским для спаррингов. Не то что в 86-м, когда сборная СССР, ведомая Малофеевым, сражалась с Мексикой, Англией, Румынией!
Тем не менее, один "товарняк" с классным оппонентом советская сборная провела, причем обыграла чемпионов Европы-88 голландцев — 2:1. Именно этот спарринг, состоявшийся еще в конце марта, настраивал болельщиков на позитив перед мундиалем в Италии. Увы, напрасно…
Белорусский гол не спас СССР
В стартовом матче с румынами Горлукович и Алейников отыграли весь матч, а Зыгмантович остался в запасе. Но минский динамовец не закис в резерве, ибо, во-первых, сборная СССР серо, совсем без шансов проиграла премьеру — 0:2, а во-вторых, у Лобановского в загашнике оказался оригинальный замысел, как сдержать во втором поединке Диего Марадону.
Недавно Андрей Зыгмантович, работающий в структуре брестского "Динамо" с фарм-клубом "Рух", так отреагировал на скорый приезд в город над Бугом великого аргентинца: "У меня и в мыслях не было, что мы сможем еще пересечься, тем более в Бресте. Видимо, так судьбе было угодно".
Слова с подоплекой, ибо в Неаполе Зико (такое "бразильское" прозвище!) персонально "пас" Марадону, играя с Диего фактически по всему полю. Весь матч Зыгмантович преследовал аргентинца, а на помощь ему приходили земляки Алейников и Горлукович. На 55-й минуте "горчичник" был предъявлен Андрею, но на 70-й "желтый свет" зажегся и перед Диего. Учитывая, что Марадона ворота Уварова так и не поразил, персональная опека удалась. Но Аргентина все равно праздновала уверенную викторию — 2:0, хотя не показала ничего выдающегося.
Перед последним туром группового турнира советская сборная оказалась в критическом положении, сохраняя лишь минимальные шансы выйти в плей-офф с третьего места. Для этого не только сама сборная СССР должна была разгромить сенсационно успешный в Италии Камерун (звездный час нападающего Роже Милла и тренера Валерия Непомнящего!), но и аргентинцы с румынами — не расписывать ничью.
Естественно, второе условие соблюдено не было. Марадона и Хаджи побегали на 1:1 и пожали друг другу руки. Но команда СССР просто порвала "неукротимых львов" — 4:0. Откуда что взялось! У советских игроков, ранее вялых и амебных, словно выросли крылья. Белорусское трио было в лидерах. На 29-й минуте сольный проход в штрафную площадь Камеруна совершил Алейников, удар которого отразила перекладина. Однако расторопный Зыгмантович в падении результативно добил мяч в сетку. Счет стал 2:0…
…Это был четвертый и пока последний белорусский гол на мундиалях: два Малофеева, по одному — Алейникова и Зыгмантовича. Когда случится следующий — неизвестно. Правда, если ФИФА не остановится в своей экспансии и расширит количество участников финальной части ЧМ до 64, а еще лучше — до 128 национальных команд, то, может быть, среди них окажется и белорусская дружина. Но пока будем переживать за другие сборные!