Ученые нашли клетки мозга, отвечающие за отвращение к курению

© Pixabay / Myriams-FotosОтказ от курения, архивное фото
Отказ от курения, архивное фото - Sputnik Беларусь
Исследователи предполагают, что их открытие поможет создать эффективный метод лечения для курильщиков, которые хотели бы избавиться от зависимости.

МИНСК, 26 ноя – Sputnik. Ученые обнаружили клетки мозга, отвечающие за отвращение к никотину, их открытие поможет в создании средства для тех, кто хочет бросить курить. Результаты исследования размещены в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Продажа электронных сигарет - Sputnik Беларусь
Курение электронных сигарет запретили на Филиппинах, вейперов арестовывают

Исследователи рассказали, как действуют на мозг начинающего курильщика первые выкуренные сигареты. По мнению ученых, они оказывают двоякий эффект, вызывая как удовольствие, так и отвращение. Когда курение становится привычкой, отвращение заменяет тяга: такой эффект, как считалось ранее, связан с активацией рецепторов в двух частях мозга сразу.

Канадские ученые из университета Торонто выяснили, что за противоположные ощущения в самом начале ответственны различные популяции нейронов вентральной области покрышки (VTA) среднего мозга (он отвечает за формирование привычек и систему вознаграждения).

Для опытов ученые вывели лабораторных мышей без никотиновых рецепторов (то есть изначально не способных испытывать какие-либо ощущения из-за никотина). Эти самые рецепторы им вводили искусственно, а после воздействовали на них большими дозами никотина и изучали реакцию.

Затушенная сигарета - Sputnik Беларусь
Ученые рассказали, что еще меняется в организме после отказа от курения

Курильщикам помогут избавиться от зависимости?

Ученые выяснили, что удовольствие вызывают нейроны, отвечающие за выработку гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), а неприятные ощущения провоцируют те, что высвобождают дофамин ("гормон удовольствия", раньше считалось, что он вызывает исключительно положительные эмоции).

По словам куратора исследования Тарин Гридер, благодаря опытам стало известно, что никотин активирует нейроны в одной и той же области, а оттуда они проецируются в разные части мозга. Это значит, что отвращение должно сохраняться, но чем больше курит человек, тем сильнее меняются как его рецепторы, так и процессы передачи сигналов в системе вознаграждения.

"Когда возникает зависимость, в мотивационной системе мозга происходит переключение: речь уже не о том, чтобы чувствовать себя хорошо, а о том, чтобы избавиться от негативных ощущений, вызванных недостатком никотина в организме", – поясняют исследователи.

Ученые предполагают, что их открытие поможет создать эффективный метод лечения от табачной зависимости. Предположительно, он может работать по аналогии с антабусным эффектом препаратов, которые вызывают тошноту при употреблении спиртного у зависимых от алкоголя людей.