06:27 05 Декабря 2020
Прямой эфир
  • USD2.57
  • EUR3.12
  • 100 RUB3.46
Наука и технологии
Получить короткую ссылку
107860

Корреспонденту Sputnik показали, как создаются высокоточные цифровые карты Беларуси – прообраз национального GoogleMaps.

Виталий Чуясов, Sputnik.

Свободный доступ через интернет к космическим снимкам земной поверхности и распространение навигаторов изменили отношение к картам и их создателям.

Однако наиболее качественные фотографии территории Беларуси по-прежнему делаются с помощью аэрофотосъемки, а лучшие из них — с помощью уникального для постсоветского пространства цифрового авиационного сенсора ADS100, принадлежащего специализированному предприятию "БелПСХАГИ" (работает в системе Госкомимущества Беларуси).

В деталях

В Сети то и дело появляются художественные снимки различных уголков Беларуси, сделанные с высоты птичьего полета. Фото, которые делает бортоператоры "БелПСХАГИ", не претендуют на участие в арт-выставках, но обладают бесспорными преимуществами. Прежде всего, это очень высокое разрешение: пять сантиметров на экранную точку. Можно разглядеть железнодорожные шпалы, электрические провода, тротуарную плитку.

В отличие от любительских снимков, сделанных из-под крыла дельтаплана, создание профессиональных изображений — целая технология. "Она включает планирование летных заданий, непосредственно полеты, поэтапную обработку и сведение снимков, перевод в векторные изображения и 3D-формат", — пояснил руководитель группы аэрофотосъемочных работ Анатолий Гриб.

Аэропорт Минск-1
© Sputnik Виктор Толочко
Аэропорт Минск-1 давно не обслуживает регулярные рейсы, но аэрофотосъемка начинается именно с его взлетной полосы

Кроме создания карт это открывает большие возможности по применению снимков в сельском и лесном хозяйстве, строительстве и архитектуре. 3D-снимки могут служить основной для создания компьютерных игр и приложений, привязанных к конкретным городам и местностям Беларуси.

В небо

Подготовка к съемке начинается за несколько дней и зависит от прогноза погоды: небо должно быть безоблачным.

Самолет Cessna спецпредприятия БелПСХАГИ
© Sputnik Виктор Толочко
Самолет Cessna спецпредприятия БелПСХАГИ, базирует на аэродроме "Минск-1"

Камера весом более ста килограммов установлена на легкомоторном самолете "Сессна", базирующемся на аэродроме "Минск-1". "Гироскопы поддерживают камеру в стабильном положении", — показывает оборудование бортоператор Евгений Короткий. К этому времени уже согласован маршрут: пилот знает, куда лететь, Короткий знает, что будет снимать.

Бортоператор Евгений Короткий отправляется в полет
© Sputnik Виктор Толочко
Бортоператор Евгений Короткий отправляется в полет

В этот день в полет его провожала Юлия Сорока. В Беларуси она единственная обладательница столь редкой для девушки специальности, предполагающие регулярную работу в небе. Окончив геофак БГУ, она изначально знала, что будет работать специалистом в области геоинформационных систем.

Юлия Сорока – единственная девушка в отряде высотных фотографов
© Sputnik Виктор Толочко
Юлия Сорока – единственная девушка в отряде высотных фотографов

"Не могу сказать, что за те два года, что летаю, видела что-то необычное. Разве что странные круги на полях… Некоторые здания сверху имеют необычную форму. Например, в Кобрине есть группа строений, образующих три шестерки. Но вообще нравятся сами ощущения полета", — призналась Юлия.

Во время высотной съемки важная задача оператора — следить за тем, чтобы в поле зрения объектива не попадали облака. Плюс масса дополнительных параметров для контроля, связанных с новой камерой, курсом и скоростью самолета, работой спутников для правильного позиционирования и вычисления траекторий.

Подготовка к аэрофотосъемке
© Sputnik Виктор Толочко
Подготовка к аэрофотосъемке: чистота линз – залог четкого снимка

В компьютер

Полученные с высоты файлы операторы закачивают в компьютеры для дальнейшей обработки. Фрагменты склеиваются, совмещаются различные слои со своими характеристиками, объекты изображения переводятся в кривые и т.д. Наибольшее впечатление производят материалы в 3D-формате с разрешением пять сантиметров на одну экранную точку. Изображения чрезвычайно насыщенны, можно разглядеть чуть или не каждый листок на деревьях.

Обработка отснятого материала
© Sputnik Виктор Толочко
Обработка отснятого материала аэрофотосъемки и доведение его до параметров, необходимых заказчику, долгий кропотливый процесс

Кроме создания электронной картографической матрицы для структур Госкомимущества работы "БелПСХАГИ" востребованы в министерстве обороны, Госпогранкомитете, хозяйствах Минсельхозпрода, БелЖД и других ведомствах.

"С помощью наших материалов каждый заказчик может создать детализированную основу собственной геоинформационной системы, а потом дорабатывать ее под свои потребности с помощью дополнительных бесплатных или доступных сервисов", — объяснил главный инженер "БелПСХАГИ" Виталий Головачев.

В качестве практических примеров использования полученных данных Головачев назвал исследования сельскохозяйственных полей, состава лесных насаждений, проектировании зданий с привязкой к конкретному расположению внутри городских кварталов и многое другое.

Оборудование для аэрофотосъемки
© Sputnik Виктор Толчко
Оборудование для аэрофотосъемки: камера весом более ста килограммов и стоимостью около одного миллиона евро готова к работе

"В перспективе мы рассчитываем создать единую открытую электронную геоинформационную систему, на базе которой можно строить систему управления территориями и государством", — обрисовал то будущее, над которым уже сегодня работают специалисты предприятия в небе и на земле. 

Теги:
БелПСХАГИ, Европа, Весь мир, Беларусь, Минск

Главные темы

Орбита Sputnik